Новости

Сотрудники научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО) Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ на Открытом Всероссийском педагогическом Фестивале рассказали о применении искусственного интеллекта в образовании.
 
Открытый Всероссийский педагогический Фестиваль «Инновационная школа: проблемы, идеи, пути решения» проходил 25 апреля в МАОУ СОШ №16 города Томска. На нём сотрудники НОЦ ЦДИИО парка ИОП ТГПУ представили доклад на тему «Искусственный интеллект в системе общего образования: цифровые привычки, образовательные интересы, риски и барьеры восприятия».
 
Фестиваль – мероприятие высокого уровня. Он начинался как школьный проект, но обрёл статус Всероссийского. Открытый Всероссийский педагогический Фестиваль «Инновационная школа: проблемы, идеи, пути решения» проходит в рамках участия в проектах «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ, Ассоциации школ международной организации «Северный Форум», Ассоциации школ-партнёров «Сириуса».
 
Фестиваль был организован на площадке МАОУ Заозёрная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №16 города Томска. Он собрал профессионалов сферы педагогики не только из Томска, но и из Москвы, Ульяновска, села Бердигестях Республики Саха (Якутия). Фестиваль был посвящён инновациям в образовании, актуальным проблемам современной школы и поиску эффективных решений.
Среди тем Фестиваля 2025 года можно выделить несколько основных: инновационные технологии в образовании, Международные и Всероссийские совместные образовательные инициативы, инклюзивная образование, функциональная грамотность, социальные и эмоциональные аспекты педагогики, творчество и самореализация в образовательном учреждении. 
 
Тема сотрудников НОЦ ЦДИИО Парка ИОП ИРПО «Искусственный интеллект в системе общего образования: цифровые привычки, образовательные интересы, риски и барьеры восприятия» хорошо соответствовала тематике конференции. Доклад подготовили Андрей Глухов, кандидат философских наук, доцент, руководитель НОЦ ЦДИИО Парка ИОП ИРПО; а также Елена Синогина, кандидат физико-математических наук, доцент, старший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО Парка ИОП ИРПО. 
 
Основой доклада стало исследование, проведённое сотрудниками НОЦ в рамках проекта «Зеркальные лаборатории: АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» (совместно с ЛИвО Инобра  НИУ ВШЭ). Был проведён анализ отношения обучающихся к изучению и внедрению искусственного интеллекта в образовательный процесс.
 
Респондентами стали 169 учеников 9-11 классов школ города Томска. Их ответы на вопросы анкеты позволили раскрыть отношение томских старшеклассников к применению искусственного интеллекта в образовании, быту и иных сферах. В ходе исследования удалось, в частности, выявить связь между уровнем знаний об искусственном интеллекте и страхе его ошибок. 
 
Авторы исследования пришли к следующему выводу: чем активнее педагог использует цифровые инструменты, тем выше его готовность к ИИ. Те, кто используют ИИ, чаще относятся к нему положительно. Однако наличие цифровых навыков не гарантирует автоматической симпатии к ИИ.
 
Сотрудники НОЦ подготовили доклад при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда, проект «Исследование использования искусственного интеллекта в образовательной среде: чат-боты и интеллектуальные агенты как инструменты педагогической поддержки» (№ 25-28-20220) и средств Администрации Томской области. Это позволяет судить о высокой актуальности заявленной темы.
 
Участники Форума встретили доклад тепло. Организаторы отметили выступление сотрудников НОЦ на официальных страницах в соцсетях.
 

24 апреля 2025 года в дистанционной среде bbb.tspu.ru состоялся проблемно-методический семинар «Современные подходы к обучению Основам безопасности и защиты Родины: технологии и педагогические модели». В мероприятии приняли участие 19 специалистов, включая докторов и кандидатов наук, педагогов и студентов из разных регионов России.

Целью семинара стало выявление ключевых проблем в обучении основам безопасности и защиты Родины и выработка практических рекомендаций для совершенствования методики преподавания учебного предмета ОБЗР.

Приветственным словом семинар открыл модератор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ Елена Станиславовна Синогина. Она обозначила проблемное поле обсуждения и подчеркнула важность развития практико-ориентированного подхода в обучении школьников.

В рамках установочной части были заслушаны доклады ведущих специалистов:

  • Е.С. Синогина представила результаты первых этапов внедрения предмета в школьную практику и запросы педагогов;
  • Е.Ю. Горбаткова (БГПУ им. М. Акмуллы) рассказала о профессиональной подготовке будущих учителей в области ОБЗР;
  • Е.А. Полева (ТГПУ) сделала акцент на современных книгах для детей о безопасном поведении;
  • А.П. Глухов и К.А. Никифоров (ТГПУ) продемонстрировали возможности использования цифровых симуляторов и технологий VR/AR в обучении безопасности;
  • Р.Р. Ахмеджанов (ТГПУ) осветил вопросы обучения навыкам первой помощи в рамках предмета;
  • Т.В. Галаган и И.В. Быстрицкая (МАОУ гимназия №13, г. Томск) поделились опытом внеурочной работы по воспитанию патриотизма, гражданской ответственности и готовности к военной службе и действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • К.Ю. Кручинина (МБОУ «Северская гимназия») представила позитивный опыт реализации предмета в школе и существующие проблемы;
  • С.В. Колмаков (МАОУ СОШ №28, г. Томск) проанализировал эффективность подготовки учащихся к всероссийским олимпиадам по ОБЗР.

Особый интерес участников вызвали доклады, посвящённые практическим аспектам обучения и цифровым инновациям.

Дискуссионная часть семинара включала:

  • практические кейсы от педагогов,
  • открытые обсуждения острых вопросов преподавания,
  • конструктивные полемики по методическим, техническим и мотивационным проблемам.

Так, в ходе обсуждения современных книг для детей о безопасном поведении поднимались вопросы критериев отбора литературы, её соответствия возрастным особенностям детей и полноты отражения реальных жизненных ситуаций.

В результате обсуждения были сформулированы рекомендации:

  • разработка единого федерального учебно-методического комплекса по всем модулям ОБЗР с усилением практической направленности;
  • оснащение школ базовыми тренажёрами и внедрение технологий VR/AR в образовательный процесс;
  • реформирование курсов повышения квалификации педагогов с акцентом на практическую подготовку;
  • интеграция в занятия реалистичных кейсов, игровых форматов и проведение всероссийских конкурсов по тематике безопасности.

Семинар завершился подведением итогов и утверждением проекта резолюции.

Организаторы выражают благодарность всем участникам за активную работу и вклад в развитие преподавания основ безопасности и защиты Родины.

 

23 апреля в ТГПУ Научно-образовательный центр цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО) Парка ИОП ТГПУ организовал и провёл Стратегическую сессию на тему: «Дорожная карта для ответственного внедрения ИИ». Мероприятие проведено в рамках партнёрского проекта «Зеркальные лаборатории: АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» (Институт образования НИУ ВШЭ, НОЦ ЦДИИО ИРПО ТГПУ).

Ведущим и одним из модераторов стратегической сессии выступил Антон Заграничный, научный сотрудник лаборатории инноваций в образовании (ЛИвО) Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва). Модераторы сессии: Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП, Андрей Глухов, директор НОЦ ЦДИИО и Елена Синогина, старший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО.

Участниками мероприятия стали преподаватели и руководители институтов и факультетов ТГПУ: ИРПО, ТЭФ, ФПСО, ИДиА, ИФКиС, БХФ.

«Искусственный интеллект последние годы активно внедряется в систему образования. При этом очень важно сохранять возможность управления этим процессом, чтобы использовать возможности ИИ для оптимизации и повышения качества рабочих процессов в университете. В связи с этим, замечательно, что в рамках партнёрского проекта зеркальных лабораторий в ТГПУ и НИУ ВШЭ у нас сложился надежный альянс из научных сотрудников, которые изучают эти процессы и помогают преподавателям и руководителям выстроить системный подход к применению искусственного интеллекта в ТГПУ», - прокомментировала руководитель Парка ИОП Лариса Куровская.

В рамках сессии состоялась четырёхчасовая групповая работа, в ходе которой удалось детально обсудить цели, ресурсы, риски и сценарии внедрения искусственного интеллекта в ТГПУ. Участники распределились на четыре группы (образование, наука, управление, коммерциализация). Каждая команда выделила несколько возможных целей и вызовов, а затем были разработаны ряд сценариев (от пессимистичного до оптимистичного) внедрения ИИ в деятельность вуза, которые были вынесены на обсуждение остальных участников.

В заключение, участники и организаторы вместе составили дорожную карту по внедрению искусственного интеллекта в образовательную среду ТГПУ, включающую ряд необходимых шагов. Она будет представлена на рассмотрение ректорату вуза. Задачи включают разработку этического регламента и локальных нормативных актов, регулирующих использование ИИ в вузе, оптимизацию ряда организационно-управленческих процессов, включение отдельных модулей, посвященных использованию ИИ в педагогике,  в рабочие программы по отдельным дисциплинам, разработку цифровой платформы веб-приложений на основе AI-ассистентов и иные значимые шаги.

В завершении сессии Антон Заграничный обратился к участникам: «Когда внешние эксперты сами разрабатывают какие-то регламенты и стратегии, есть риск упущения важных моментов, о которых была активная дискуссия в ваших группах. Я искренне желаю, чтобы какие-то решения из тех, что сегодня были наработаны, были реализованы и позволили ТГПУ оставаться в повестке. Однако, я согласен с Вами, что времени для глубокой проработки было недостаточно. Можно было кластеризировать цели, можно было больше поработать с рисками, но мы были ограничены 4 часами времени. Когда мы проводим стратегические сессии для университетов, это длится два-три дня. Сегодня мы исходили из того времени, которым мы располагали. Я не знаю будете ли вы реализовывать то, что сегодня было положено в основу Дорожной карты, но моё личное предложение – раз вы уже погрузились в этот контекст, продолжайте с ним что-то делать. Тогда, в случае повсеместного внедрения искусственного интеллекта, вам будет проще и быстрее подстроиться».

Организаторы и участники мероприятия выразили надежду на реализацию дальнейших шагов в направлении построения ИИ-ориентированного педагогического вуза.

 

22 апреля Научно-образовательный центр цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО) Парка ИОП ТГПУ провёл воркшоп на тему: «Чат-боты и интеллектуальные агенты в образовании: от проектирования до внедрения». Мероприятие проходило в рамках V Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения». 
 
Ведущими воркшопа стали эксперты НОЦ ЦДИИО ИРПО ТГПУ:
Глухов Андрей Петрович, к. филос. н., доцент, рук-ль НОЦ цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (ЦДИИО) ИРПО ТГПУ (г. Томск);
Синогина Елена Станиславовна, к. ф.-м. н., доцент, старший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО ИРПО ТГПУ, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ ТГПУ.
 
Мероприятие проведено в рамках реализации проекта при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда «Исследование использования искусственного интеллекта в образовательной среде: чат-боты и интеллектуальные агенты как инструменты педагогической поддержки» (№ 25-28-20220) и средств Администрации Томской области.
 
Цель: практическая апробация технологий создания и интеграции чат-ботов и интеллектуальных агентов для решения педагогических задач, апробация прототипов чат-ботов и веб-сервисов НОЦ ЦДИИО ТГПУ. Ведущие представили прототипы чат-ботов для создания научно-образовательных проектов, которые были разработаны в рамках гранта.
 

23 апреля на базе МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 82 г. Томска (стажировочная площадка Научно-методического центра СПР Парка инновационных образовательных практик ИРПО) прошёл практико-ориентированный семинар "Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ : открытый диалог профессионалов" для педагогов города и области в рамках стажировочной площадки ТГПУ.
 
В семинаре приняли участие более 60 педагогов, 28 спикеров из 7 дошкольных образовательных организаций МАДОУ №82, МАДОУ №44, МАДОУ №73, МАДОУ №54, МАДОУ №2, детский сад "Северный парк" Томского района и МАОУ ДО ДЮЦ "Звездочка".
 
Благодарим всех участников мероприятия и организаторов за предоставленную возможность повышения компенентности педагогов и обмена опытом в вопросах инклюзианого образования.
 
Педагоги получили ценный опыт, которым поделились в своих отзывах.
 
Завьялова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель 3 коруса МАДОУ №82 : "Особо коллеги отметили ценность секции для инструкторов по физическому воспитанию, это на семинарах редкость.  Понравилось оборудование, который предоставлял детский сад №54, за что выражаем им свою благодарность.  В секции с психологами отметили выступление про техники бесконфликтного общения.  Благодарим всех участников за ценный опыт".
 
Даньшина Анастасия Валерьевна, воспитатель МАДОУ №82: "На семинаре мы впервые узнали о фразовых конструкторах, их использование способствует развитию связной речи дошкольников, будем применять в работе по речевому развитию старших дошкольников"
 
Семёнова Алла Витальевна, старший воспитатель МАДОУ №82: "Приняли участие в мастер-классе по использованию технологии "Мягкая среда" ТАФИ", в процессе которого убедились, как необходима эта среда детям с ОВЗ, так как создаёт  эмоциональный комфорт,снижает тревожность".
 
Маркина Жасмина Евгеньевна, воспитатель МАДОУ №38: "Замечательный практико-ориентированный семинар, где рассказали и показали какие методики использовать и как их применять для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Все выступления были очень интересные и  наглядные. Очень понравилось и заполнились матер - классы по сенсорной интеграции, разноцветные игры для формирования цветовосприятия и мастер - класс по сторитейлингу. Как педагог взяла это себе в "копилочку", и буду применять в своей работе. Атмосфера мероприятия получилась очень легкая, доброжелательная и позитивная! Большое спасибо!"
 
Севергина Наталья Петровна, инструктор по физической культуре МАДОУ №82: "23 апреля в МАДОУ №82 на базе 4 корпуса прошёл семинар в рамках стажировочной площадки по теме: "Комплексное психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: открытый диалог профессионалов". Для себя, как инструктора по физической культуре я открыла новые горизонты в области физкультуры и спорта. Получила новую информацию в организации занятий по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Открыла новое направление, такое как "Тимбилдинг" как средство развития коммуникативных навыков и социальных навыков детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре. И настоящим открытием для меня, как инструктору по физической культуре стал Blaze Pod. Это не просто светящиеся кнопки - это мощный инструмент, который помогает развивать ключевые навыки: скорость реакции, принятие решений, координацию и внимание. Мы обсудили, как важно адаптировать традиционные методы к новым реалиям и потребностям к детям с ОВЗ. Это действительно вдохновляет!"
 
Ивченко Татьяна Валерьевна, педагог-психолог МАДОУ № 38: "В процессе работы узнала новые для себя формы работы с  детьми с ОВЗ, например использование игры "Твистер" в развитии межполушарных взаимодействий. Так же очень заинтересовала тема бесконфликтного взаимодействия с родителями, а именно техника,, Детализируй,,. Поняла для себя востребованность и необходимость в дальнейшем изучении данного вопроса. Желаю дальнейших профессиональных успехов и покорение новых педагогических вершин".
 
 
 
 
 
 
 

Научно-образовательный центр цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО) Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ организовал и провёл секцию на тему «Искусственный интеллект в образовании: исследования, практики и этические вызовы»
Секция была проведена в рамках Международной научно-практической конференции «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик», проходившей 21-22 апреля 2025 года как ключевое мероприятие V Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения»
 
Модератором секции был Андрей Глухов, кандидат философских наук, доцент, руководитель научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО) Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ. 
 
Секция конференции была проведена в гибридном формате. Это позволило представить доклады не только представителей томских научно-образовательных и научных учреждений, но и гостей из университетов и школ других регионов. Участники секции выбрали для своих работ актуальные темы.
 
Тематика была посвящена вопросам  интеграции искусственного интеллекта в образовательную среду, включая методологические аспекты педагогических исследований с применением ИИ, готовность системы общего образования к внедрению новых технологий, цифровые привычки и барьеры восприятия у школьников, использование ИИ в профориентационной работе и методической деятельности образовательных учреждений, а также инновационные решения, такие как чат-боты, для педагогической поддержки. 
 
Особое внимание было уделено роли ИИ в самообучении подростков, медиапроектах и цифровизации образования, включая критический анализ её эффектов. Секция объединила исследования и практики, направленные на развитие цифровой дидактики и адаптацию образовательных процессов к технологическим изменениям. 
 
В рамках конференции было представлено три доклада, подготовленных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда, проект «Исследование использования искусственного интеллекта в образовательной среде: чат-боты и интеллектуальные агенты как инструменты педагогической поддержки» (№ 25-28-20220) и средств Администрации Томской области. Представленные сотрудниками НОЦ ЦДИИО Парка ИОП ИРПО доклады использовали результаты исследований, проведённых в рамках проекта «Зеркальные лаборатории: АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» (совместно с Лабораторией инноваций в образовании Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»).
 

17 апреля 2025 года в Парке инновационных образовательных практик прошёл Научно-методический семинар «Анализ восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (отчет специалистов экспериментальных площадок).

«На экспериментальных площадках Парка ИОП ИРПО ТГПУ проводятся исследования и апробация актуальных научно-исследовательских разработок, которые проводятся в научно-исследовательских лабораториях Парка ИОП. Научным руководителем экспериментальных площадок по направлению Инклюзивное образование является Наталия Анатольевна Мёдова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Парка ИОП, зав кафедрой дефектологии ФПСО», – комментирует Лариса Валерьевна Куровская, руководитель Парка ИОП.

На основе рекомендаций по реализации направлений Регионального межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования в Томской области созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) на территории Томской области в 2023 году начали работу экспериментальные площадки по изучению современной популяции обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития.

Наталия Анатольевна Мёдова рассказала об основных результатах совместной работы ТГПУ и образовательных организаций: «В исследованиях приняли участие 16 образовательных организаций (дошкольных и общеобразовательных). На протяжении всего 2023 года проводилась диагностика обучающихся первых классов и воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных организаций (более тысячи человек). Более 20 специалистов проводили обследование по тестам, рекомендованных специалистов кафедры психологии развития личности и кафедры дефектологии ФПСО. Результаты диагностики показали, что у 80 процентов респондентов были проблемы по следующим параметрам: мотивация, эмоциональность, словесно-логическое мышление, пространственный анализ и синтез. Выявленные проблемы определили актуальность неуспешности обучающихся (воспитанников) в получении необходимой информации». 

Специалисты, – участники экспериментальной площадки (далее – ЭП), проанализировав исследования Е.Л. Григоренко Н.П. Карповой и др., выявили, что в основном уделяется внимание на анализ беглости и точности чтения отдельных слов распознавание осмысленных слов тем не менее по данным проведённой диагностики дети, участвующие в эксперименте не концентрировали внимание на тексте в образовательном процессе (30 %); наблюдались проблемы в понимании и осмыслении при аналитико-синтетической деятельности (70 %), неумение создавать свой текст при выполнении разного рода заданий (90%).

В рамках указанной выше ЭП выделено направление «Изучение восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Целью исследования обозначили – изучить специфику восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с перспективой создания учебно-методического обеспечения сопровождения данной категории.

Специалисты изучили приёмы адаптации текстов в учреждениях для обучающихся с сенсорными нарушениями. Мёдовой Н.А. были проведены ряд семинаров по теме «Адаптация учебных материалов в условиях инклюзивного образования (FLEXIBLE)».

 В результате проведённой работы были получены следующие результаты:

 - проанализированы особенности лингвистического, нелингвистического, культурного прагматического и инклюзивного подхода к адаптации текстов;

 - разработаны и апробированы рабочие листы для работы по адаптированным с учётом особенностей восприятия информации детей разной нозологии;

 - апробированы следующие приёмы адаптации с подбором методического и дидактического материала: упрощение и структурирование текста, визуализация, активизация речи, использование различных модальностей;

 - апробирована интеграция педагогических и логопедических приёмов работы над текстом, например, языковой разбор текста с условной наглядной схемы для пересказа;

 - создание Easy ride и дидактического сопровождения текста на основе искусственного интеллекта;

- работа с контекстом при профилактике вербализма у слепых детей.

17 апреля все участники ЭП, поделились своими разработками и результатами апробации. В результате рефлексии было принято решение систематизировать материалы и опубликовать методические рекомендации для педагогов по работе с текстовым материалом с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

 

 
11 апреля 2025 года в Томске состоялся финальный этап XII Всероссийского Фестиваля-конкурса образовательных практик «Инновационные педагогические практики в образовании». Мероприятие прошло под эгидой МАОУ Томский Хобби-центр и Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ.  Уже пять лет ИРПО активно участвует в развитии конкурсного и инновационного движения в системе образования в регионе и за ее пределами.
 

Проект, который был основан 12 лет назад, обрел всероссийский статус еще в прошлом году. «Расширилась география, число организаций-участников и разнообразие типов образовательных практик», – отметила Людмила Викторовна Дубровина, директор МАОУ «Томский Хобби-центр». В этом году в финал вышли 59 участников, представляющих различные уголки России, включая Череповец, Севастополь, Дзержинск и города томского региона.

Участники конкурса представили свои инновационные образовательные практики в пяти направлениях:

1. Родительское сообщество: вовлечение в образовательный процесс.

2. Освоение обновленной образовательной среды

3. Арт-практики в образовании

4. Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в разных возрастных группах.

5. Управление человеческими ресурсами: эффективные решения (секция для руководителей образовательных организаций).

Каждый год ТГПУ и Хобби-центр определяют наиболее актуальные и востребованные темы для конкурсных разработок. Это важно, так Конкурс является не просто фестивалем, а масштабной площадкой для обмена профессиональными практиками между молодыми и опытными педагогами, между авторами инновационных разработок и будущими учителями, между всеми участниками и экспертами.

Людмила Викторовна Дубровина подчеркивает: «Студенты-старшекурсники ТГПУ и Томского государственного педагогического колледжа активно участвовали в фестивале, видя выступления спикеров и получая новые идеи для своей профессиональной деятельности. Они узнали о том, как «упаковываются» и презентуются инновационные наработки, что позволит им лучше ориентироваться в будущей педагогической практике». 

Важно отметить, что все представленные проекты уже реализованы и активно применяются не только в своих образовательных организациях, но и в других учреждениях. То есть это идеи, апробированные и имеющие результаты, что подчеркивает значимость обмена опытом и внедрения инновационных идей в образовательную практику.

В завершении фестиваля Лариса Валерьевна Куровская, руководитель Парка ИОП ИРПО, провела мастер-класс для участников по применению коучинговых моделей для решения педагогических задач: «Коучинговые технологии предполагают недирективность, безоценочность, опору на позитивное мышление и фокус на будущее, что очень важно для гармонизации межличностных отношений участников образовательного процесса».

Экспертизу очного этапа осуществляли 15 представителей из разных образовательных организаций профессионального, общего и дополнительного образования. От ТГПУ экспертами были преподаватели кафедры педагогики и управления образованием ИРПО и кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА: Ольга Владимировна Лингевич, Елена Николаевна Дудина, Ирина Геннадьевна Купершлаг и Людмила Михайловна Долгова. Ежегодно на площадках конкурса увеличивается количество экспертов от ТГПУ. Это важно двум сторонам: преподаватели педагогического видят возможности обогатить теорию и практику, которую они прорабатывают со студентами, а участники могут получить экспертную оценку.  

Отзывы экспертов

Долгова Людмила Михайловна, преподаватель кафедры педагогики и управления образованием ИРПО: «Я работала в секции, которая посвящена гражданско-патриотическому воспитанию. Я хочу сказать, что эти проекты мягко формируют любовь к своему городу, к своей территории и очень много закладывают в опыт детей.

«Инновационная практика мини-музеев в чемодане («Личные вещи солдата ВОВ», «Народная тряпичная кукла», «Русская изба» и др.)» – проект Ювансай Ирины Ильиничны и Стальных Ольги Геннадьевны, воспитателей МАДОУ №79 г. Томска. В этом проекте дети и педагоги всё делают своими руками. Один чемодан посвящен жителям Сибири как они выглядели, какие у них были костюмы. Другой чемодан о Великой отечественной войне (они собрали вещи фронтовиков – своих прадедушек и прабабушек). Дети очень любят играть, складывая всё в коробки. Это очень близко к детской сюжетной игре. И эта идея лежит в основе Музея в чемодане. Опора на детскую игру, которая как раз должна формироваться перед школой – это значимый фактор детского развития.

Еще один замечательный проект был от начальной школы для слабослышащих детей (Дутова Татьяна Николевна, учитель ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск). Педагоги делают ставку на визуальный опыт, делают карты путешествий, выезжают на разные природные объекты, путешествуют по Томской области. При этом применяют цифровые технологии – Яндекс карты. Есть новизна в этих проектах – они деятельностные, в центре внимания взрослых стоит детское действие. Здесь можно выделить два инновационных момента: учитель опирается на то что является сильной стороной детей с ОВЗ и мягко развивает то, что детям дается сложно – они не боятся мира, не боятся вступать в коммуникации – они ездят, встречаются с людьми.

Можно по-разному вовлекать детей в деятельность, часто дети в роли исполнителей. А в этих проектах дети могут проявить свою инициативу, сделать многое своими руками по своему выбору. Выбор, инициатива в деятельности – это хорошие моменты в инновационной образовательной жизни детей».

Медведев Иван Иванович, директор АНО ДО "Детский технопарк "Кванториум":

«Эксперты нашей секции отметили создание образовательной среды в детском саду №79 г. Томска (Ситдикова Ирина Анатольевна, Бузилова Елена Аргадиевна). Начиная с входной группы, каждый сантиметр пространства детского сада обустроен таким образом, что он выполняет и образовательные и воспитательные задачи. Очень важно, что в создании такой среды принимают участие как сами воспитанники, так и члены их семей и воспитатели. Были показаны лучшие практики – взаимодействие образовательной организации с родителями, взаимодействие самих воспитанников – как они презентуют свои работы. Всё это сделано своими руками. Была представлена живая среда, которая постоянно меняется. И детям нравится вовлекаться в эту историю.

Второй проект, который мы отметили Смирновой Екатерины Михайловны (МАОУ Томский Хобби-центр). Проект посвящен созданию картин, которые написали дети. Педагог их оживила и через QR-код можно посмотреть как картина создавалась. При этом остается цифровой след, формируется виртуальная дополненная среда в реальном мире. Нужно отметить, что в наше время большое внимание в системе образования уделяется среде и это очень важно».

Конкурс позволяет вузу осуществлять трансфер успешного опыта. Победители и конкурсанты с наиболее интересными практиками представляют свой опыт на занятиях для магистрантов и бакалавров ТГПУ, что стало уже традицией. В прошлом году в рамках дисциплины «Сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся» магистранты могли познакомиться с инновационным опытом участников, которые представляли свои разработки в соответствующий секции. В этом году запланированы встречи с участниками направления, посвященного работе с человеческим ресурсом, которые представят свой опыт магистрантам в рамках программы «Управление в сфере образования».

«Вне зависимости от сферы деятельности инновации – это именно то, что развивает науку и практику, а значит и в целом цивилизацию. Подобный профессиональные конкурсы, признание со стороны экспертного сообщества, способствуют не только формированию «насмотренности» и развитию профессиональных компетенций, но и вдохновляют педагогов на продолжение инновационной деятельности», – резюмировала Л.В. Куровская.

Фестиваль стал не только платформой для демонстрации успешных практик, но и источником вдохновения для будущих педагогов. Чем больше мы делимся опытом, тем больше обогащаемся и создаем лучшее будущее для всех участников образовательного процесса.

ФОТОАЛЬБОМ

23 апреля 2025 г. приглашаем принять участие в качестве слушателя в Практико-ориентированном семинаре «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: открытый диалог профессионалов» (далее – Семинар)

Приглашаем воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, представителей дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических специальностей для обмена опытом и повышения компетентности педагогов в вопросах комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их успешной социализации, развития и интеграции в образовательную среду.

Организаторы:

  • ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Парк инновационных образовательных практик, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников
  • МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 82 г. Томска

Дата и время проведения: 23 апреля 2025 г. с 12:00 до 16:00

Место проведения: г. Томск, ул. Иркутский тракт 175/3, МАДОУ № 82.

Для участия в качестве СЛУШАТЕЛЯ необходимо в срок до 22 апреля 2025 г. пройти регистрацию по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/67f77c8384227c63aae6892b/

Количество мест ограничено.

 

Контакты:

Куратор от МАДОУ № 82: Завьялова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель МАДОУ № 82 г. Томска, тел: +7 952 802-95-18, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

Куратор от ТГПУ: Ромашова Елена Валерьевна, аналитик Парка инновационных образовательных практик ТГПУ, тел: +7 952 884-25-26 e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

17 апреля 2025 г. приглашаем принять участие в Научно-методическом семинаре «Анализ восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (отчет специалистов по работе экспериментальной площадки) (далее - Семинар)

Приглашаем воспитателей ДОО, школьных педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, представителей образовательных организаций, студентов педагогических специальностей и всех заинтересованных в обсуждении актуальных вопросов при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организаторы: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Парк инновационных образовательных практик, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников, кафедра дефектологии, Факультета психологии и специального образования

Дата и время проведения: 17 апреля 2025 г. с 15.00 до 17:30.

Место проведения: г. Томск пр-т Комсомольский 17 аудитория 217 г. Томска.

Для участия в качестве слушателя необходимо в срок до 16 апреля 2025 г. подать заявку на эл. адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Количество мест ограничено.

Наталия Медова, руководитель экспериментальной площадки, учитель-дефектолог высшей категории, кандидат педагогических наук: «Данное мероприятие – это отчёт по результатам работы экспериментальных площадок по направлению «Инклюзивное образование» Парка ИОП за два года. В течение этих двух лет была проведена работа по исследованию контингента детей с различными трудностями. Это были дети подготовительной группы детских садов и первого класса школ. На основании выявленных дефицитов была проведена повторная диагностика, где были изучены особенности восприятия текста детьми с этими дефицитами. В основном это были дети с задержкой психического развития и с речевой патологией.

Были выявлены особенности восприятия текстовой информации. В основном тексты давались такие, которые детям были знакомы, доступны. Было обнаружено, что даже те тексты, которые были детям по возрасту, они не воспринимают. В течение года специалисты анализировали и подбирали различные подходы, применяемые в дефектологии при обучении детей с нарушениями слуха, зрения и для детей с нарушением интеллекта.

Специалисты экспериментальных площадок выделили наиболее эффективные приёмы, которые помогают ребёнку правильно и логично воспринимать текст. И на основании этого восприятия ребенок сможет пересказать текст, пообщаться по теме текста с педагогом или с детьми. Данные приёмы будут продемонстрированы 17 апреля на семинаре».

С докладами выступят томские учителя, дефектологи и учителя-логопеды МАОУ СОШ № 23, МАОУ СОШ №40, ОГАОУ «Интеграция», ОГБОУ «Школа-интерната для детей с нарушениями зрения», МАДОУ детский сад № 45, МАДОУ №48, МАДОУ 88, МАДОУ №96.

  1. 11.04. приглашаем всех желающих посетить ежегодный Всероссийский Фестиваль-конкурс образовательных практик!
  2. 29 марта состоялся Практико-ориентированный семинар «Решение сложных случаев при взаимодействии педагогов с родителями обучающихся»
  3. Андрей Глухов представил мастер-класс для обучающихся «Искусственный интеллект в жизни и учебе: твои новые возможности»
  4. "Ответы на вечные вопросы образования и воспитания" от Александра Сайбединова в новом номере "Учительской газеты"
  5. Студенты Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского посетили Губернаторский Светленский лицей
  6. Проект Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта Парка ИОП получит поддержку Российского научного фонда
  7. Знакомство руководителей учреждений образования Республики Татарстан с концепцией эмоционального образования
  8. Приглашаем на Практико-ориентированный семинар «Решение сложных случаев при взаимодействии педагогов с родителями обучающихся»
  9. Александр Сайбединов удостоен ордена Почёта
  10. Приглашаем к участию в XII Всероссийском фестивале-конкурсе образовательных практик «Инновационные педагогические практики в образовании»

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск