
24 апреля 2025 года в дистанционной среде bbb.tspu.ru состоялся проблемно-методический семинар «Современные подходы к обучению Основам безопасности и защиты Родины: технологии и педагогические модели». В мероприятии приняли участие 19 специалистов, включая докторов и кандидатов наук, педагогов и студентов из разных регионов России.
Целью семинара стало выявление ключевых проблем в обучении основам безопасности и защиты Родины и выработка практических рекомендаций для совершенствования методики преподавания учебного предмета ОБЗР.
Приветственным словом семинар открыл модератор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ Елена Станиславовна Синогина. Она обозначила проблемное поле обсуждения и подчеркнула важность развития практико-ориентированного подхода в обучении школьников.
В рамках установочной части были заслушаны доклады ведущих специалистов:
Особый интерес участников вызвали доклады, посвящённые практическим аспектам обучения и цифровым инновациям.
Дискуссионная часть семинара включала:
Так, в ходе обсуждения современных книг для детей о безопасном поведении поднимались вопросы критериев отбора литературы, её соответствия возрастным особенностям детей и полноты отражения реальных жизненных ситуаций.
В результате обсуждения были сформулированы рекомендации:
Семинар завершился подведением итогов и утверждением проекта резолюции.
Организаторы выражают благодарность всем участникам за активную работу и вклад в развитие преподавания основ безопасности и защиты Родины.
Ведущим и одним из модераторов стратегической сессии выступил Антон Заграничный, научный сотрудник лаборатории инноваций в образовании (ЛИвО) Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва). Модераторы сессии: Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП, Андрей Глухов, директор НОЦ ЦДИИО и Елена Синогина, старший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО.
Участниками мероприятия стали преподаватели и руководители институтов и факультетов ТГПУ: ИРПО, ТЭФ, ФПСО, ИДиА, ИФКиС, БХФ.
«Искусственный интеллект последние годы активно внедряется в систему образования. При этом очень важно сохранять возможность управления этим процессом, чтобы использовать возможности ИИ для оптимизации и повышения качества рабочих процессов в университете. В связи с этим, замечательно, что в рамках партнёрского проекта зеркальных лабораторий в ТГПУ и НИУ ВШЭ у нас сложился надежный альянс из научных сотрудников, которые изучают эти процессы и помогают преподавателям и руководителям выстроить системный подход к применению искусственного интеллекта в ТГПУ», - прокомментировала руководитель Парка ИОП Лариса Куровская.
В рамках сессии состоялась четырёхчасовая групповая работа, в ходе которой удалось детально обсудить цели, ресурсы, риски и сценарии внедрения искусственного интеллекта в ТГПУ. Участники распределились на четыре группы (образование, наука, управление, коммерциализация). Каждая команда выделила несколько возможных целей и вызовов, а затем были разработаны ряд сценариев (от пессимистичного до оптимистичного) внедрения ИИ в деятельность вуза, которые были вынесены на обсуждение остальных участников.
В заключение, участники и организаторы вместе составили дорожную карту по внедрению искусственного интеллекта в образовательную среду ТГПУ, включающую ряд необходимых шагов. Она будет представлена на рассмотрение ректорату вуза. Задачи включают разработку этического регламента и локальных нормативных актов, регулирующих использование ИИ в вузе, оптимизацию ряда организационно-управленческих процессов, включение отдельных модулей, посвященных использованию ИИ в педагогике, в рабочие программы по отдельным дисциплинам, разработку цифровой платформы веб-приложений на основе AI-ассистентов и иные значимые шаги.
В завершении сессии Антон Заграничный обратился к участникам: «Когда внешние эксперты сами разрабатывают какие-то регламенты и стратегии, есть риск упущения важных моментов, о которых была активная дискуссия в ваших группах. Я искренне желаю, чтобы какие-то решения из тех, что сегодня были наработаны, были реализованы и позволили ТГПУ оставаться в повестке. Однако, я согласен с Вами, что времени для глубокой проработки было недостаточно. Можно было кластеризировать цели, можно было больше поработать с рисками, но мы были ограничены 4 часами времени. Когда мы проводим стратегические сессии для университетов, это длится два-три дня. Сегодня мы исходили из того времени, которым мы располагали. Я не знаю будете ли вы реализовывать то, что сегодня было положено в основу Дорожной карты, но моё личное предложение – раз вы уже погрузились в этот контекст, продолжайте с ним что-то делать. Тогда, в случае повсеместного внедрения искусственного интеллекта, вам будет проще и быстрее подстроиться».
Организаторы и участники мероприятия выразили надежду на реализацию дальнейших шагов в направлении построения ИИ-ориентированного педагогического вуза.
«На экспериментальных площадках Парка ИОП ИРПО ТГПУ проводятся исследования и апробация актуальных научно-исследовательских разработок, которые проводятся в научно-исследовательских лабораториях Парка ИОП. Научным руководителем экспериментальных площадок по направлению Инклюзивное образование является Наталия Анатольевна Мёдова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Парка ИОП, зав кафедрой дефектологии ФПСО», – комментирует Лариса Валерьевна Куровская, руководитель Парка ИОП.
На основе рекомендаций по реализации направлений Регионального межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования в Томской области созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) на территории Томской области в 2023 году начали работу экспериментальные площадки по изучению современной популяции обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития.
Наталия Анатольевна Мёдова рассказала об основных результатах совместной работы ТГПУ и образовательных организаций: «В исследованиях приняли участие 16 образовательных организаций (дошкольных и общеобразовательных). На протяжении всего 2023 года проводилась диагностика обучающихся первых классов и воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных организаций (более тысячи человек). Более 20 специалистов проводили обследование по тестам, рекомендованных специалистов кафедры психологии развития личности и кафедры дефектологии ФПСО. Результаты диагностики показали, что у 80 процентов респондентов были проблемы по следующим параметрам: мотивация, эмоциональность, словесно-логическое мышление, пространственный анализ и синтез. Выявленные проблемы определили актуальность неуспешности обучающихся (воспитанников) в получении необходимой информации».
Специалисты, – участники экспериментальной площадки (далее – ЭП), проанализировав исследования Е.Л. Григоренко Н.П. Карповой и др., выявили, что в основном уделяется внимание на анализ беглости и точности чтения отдельных слов распознавание осмысленных слов тем не менее по данным проведённой диагностики дети, участвующие в эксперименте не концентрировали внимание на тексте в образовательном процессе (30 %); наблюдались проблемы в понимании и осмыслении при аналитико-синтетической деятельности (70 %), неумение создавать свой текст при выполнении разного рода заданий (90%).
В рамках указанной выше ЭП выделено направление «Изучение восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Целью исследования обозначили – изучить специфику восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с перспективой создания учебно-методического обеспечения сопровождения данной категории.
Специалисты изучили приёмы адаптации текстов в учреждениях для обучающихся с сенсорными нарушениями. Мёдовой Н.А. были проведены ряд семинаров по теме «Адаптация учебных материалов в условиях инклюзивного образования (FLEXIBLE)».
В результате проведённой работы были получены следующие результаты:
- проанализированы особенности лингвистического, нелингвистического, культурного прагматического и инклюзивного подхода к адаптации текстов;
- разработаны и апробированы рабочие листы для работы по адаптированным с учётом особенностей восприятия информации детей разной нозологии;
- апробированы следующие приёмы адаптации с подбором методического и дидактического материала: упрощение и структурирование текста, визуализация, активизация речи, использование различных модальностей;
- апробирована интеграция педагогических и логопедических приёмов работы над текстом, например, языковой разбор текста с условной наглядной схемы для пересказа;
- создание Easy ride и дидактического сопровождения текста на основе искусственного интеллекта;
- работа с контекстом при профилактике вербализма у слепых детей.
17 апреля все участники ЭП, поделились своими разработками и результатами апробации. В результате рефлексии было принято решение систематизировать материалы и опубликовать методические рекомендации для педагогов по работе с текстовым материалом с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проект, который был основан 12 лет назад, обрел всероссийский статус еще в прошлом году. «Расширилась география, число организаций-участников и разнообразие типов образовательных практик», – отметила Людмила Викторовна Дубровина, директор МАОУ «Томский Хобби-центр». В этом году в финал вышли 59 участников, представляющих различные уголки России, включая Череповец, Севастополь, Дзержинск и города томского региона.
Участники конкурса представили свои инновационные образовательные практики в пяти направлениях:
1. Родительское сообщество: вовлечение в образовательный процесс.
2. Освоение обновленной образовательной среды
3. Арт-практики в образовании
4. Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в разных возрастных группах.
5. Управление человеческими ресурсами: эффективные решения (секция для руководителей образовательных организаций).
Каждый год ТГПУ и Хобби-центр определяют наиболее актуальные и востребованные темы для конкурсных разработок. Это важно, так Конкурс является не просто фестивалем, а масштабной площадкой для обмена профессиональными практиками между молодыми и опытными педагогами, между авторами инновационных разработок и будущими учителями, между всеми участниками и экспертами.
Людмила Викторовна Дубровина подчеркивает: «Студенты-старшекурсники ТГПУ и Томского государственного педагогического колледжа активно участвовали в фестивале, видя выступления спикеров и получая новые идеи для своей профессиональной деятельности. Они узнали о том, как «упаковываются» и презентуются инновационные наработки, что позволит им лучше ориентироваться в будущей педагогической практике».
Важно отметить, что все представленные проекты уже реализованы и активно применяются не только в своих образовательных организациях, но и в других учреждениях. То есть это идеи, апробированные и имеющие результаты, что подчеркивает значимость обмена опытом и внедрения инновационных идей в образовательную практику.
В завершении фестиваля Лариса Валерьевна Куровская, руководитель Парка ИОП ИРПО, провела мастер-класс для участников по применению коучинговых моделей для решения педагогических задач: «Коучинговые технологии предполагают недирективность, безоценочность, опору на позитивное мышление и фокус на будущее, что очень важно для гармонизации межличностных отношений участников образовательного процесса».
Экспертизу очного этапа осуществляли 15 представителей из разных образовательных организаций профессионального, общего и дополнительного образования. От ТГПУ экспертами были преподаватели кафедры педагогики и управления образованием ИРПО и кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА: Ольга Владимировна Лингевич, Елена Николаевна Дудина, Ирина Геннадьевна Купершлаг и Людмила Михайловна Долгова. Ежегодно на площадках конкурса увеличивается количество экспертов от ТГПУ. Это важно двум сторонам: преподаватели педагогического видят возможности обогатить теорию и практику, которую они прорабатывают со студентами, а участники могут получить экспертную оценку.
Отзывы экспертов
Долгова Людмила Михайловна, преподаватель кафедры педагогики и управления образованием ИРПО: «Я работала в секции, которая посвящена гражданско-патриотическому воспитанию. Я хочу сказать, что эти проекты мягко формируют любовь к своему городу, к своей территории и очень много закладывают в опыт детей.
«Инновационная практика мини-музеев в чемодане («Личные вещи солдата ВОВ», «Народная тряпичная кукла», «Русская изба» и др.)» – проект Ювансай Ирины Ильиничны и Стальных Ольги Геннадьевны, воспитателей МАДОУ №79 г. Томска. В этом проекте дети и педагоги всё делают своими руками. Один чемодан посвящен жителям Сибири как они выглядели, какие у них были костюмы. Другой чемодан о Великой отечественной войне (они собрали вещи фронтовиков – своих прадедушек и прабабушек). Дети очень любят играть, складывая всё в коробки. Это очень близко к детской сюжетной игре. И эта идея лежит в основе Музея в чемодане. Опора на детскую игру, которая как раз должна формироваться перед школой – это значимый фактор детского развития.
Еще один замечательный проект был от начальной школы для слабослышащих детей (Дутова Татьяна Николевна, учитель ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск). Педагоги делают ставку на визуальный опыт, делают карты путешествий, выезжают на разные природные объекты, путешествуют по Томской области. При этом применяют цифровые технологии – Яндекс карты. Есть новизна в этих проектах – они деятельностные, в центре внимания взрослых стоит детское действие. Здесь можно выделить два инновационных момента: учитель опирается на то что является сильной стороной детей с ОВЗ и мягко развивает то, что детям дается сложно – они не боятся мира, не боятся вступать в коммуникации – они ездят, встречаются с людьми.
Можно по-разному вовлекать детей в деятельность, часто дети в роли исполнителей. А в этих проектах дети могут проявить свою инициативу, сделать многое своими руками по своему выбору. Выбор, инициатива в деятельности – это хорошие моменты в инновационной образовательной жизни детей».
Медведев Иван Иванович, директор АНО ДО "Детский технопарк "Кванториум":
«Эксперты нашей секции отметили создание образовательной среды в детском саду №79 г. Томска (Ситдикова Ирина Анатольевна, Бузилова Елена Аргадиевна). Начиная с входной группы, каждый сантиметр пространства детского сада обустроен таким образом, что он выполняет и образовательные и воспитательные задачи. Очень важно, что в создании такой среды принимают участие как сами воспитанники, так и члены их семей и воспитатели. Были показаны лучшие практики – взаимодействие образовательной организации с родителями, взаимодействие самих воспитанников – как они презентуют свои работы. Всё это сделано своими руками. Была представлена живая среда, которая постоянно меняется. И детям нравится вовлекаться в эту историю.
Второй проект, который мы отметили Смирновой Екатерины Михайловны (МАОУ Томский Хобби-центр). Проект посвящен созданию картин, которые написали дети. Педагог их оживила и через QR-код можно посмотреть как картина создавалась. При этом остается цифровой след, формируется виртуальная дополненная среда в реальном мире. Нужно отметить, что в наше время большое внимание в системе образования уделяется среде и это очень важно».
Конкурс позволяет вузу осуществлять трансфер успешного опыта. Победители и конкурсанты с наиболее интересными практиками представляют свой опыт на занятиях для магистрантов и бакалавров ТГПУ, что стало уже традицией. В прошлом году в рамках дисциплины «Сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся» магистранты могли познакомиться с инновационным опытом участников, которые представляли свои разработки в соответствующий секции. В этом году запланированы встречи с участниками направления, посвященного работе с человеческим ресурсом, которые представят свой опыт магистрантам в рамках программы «Управление в сфере образования».
«Вне зависимости от сферы деятельности инновации – это именно то, что развивает науку и практику, а значит и в целом цивилизацию. Подобный профессиональные конкурсы, признание со стороны экспертного сообщества, способствуют не только формированию «насмотренности» и развитию профессиональных компетенций, но и вдохновляют педагогов на продолжение инновационной деятельности», – резюмировала Л.В. Куровская.
Фестиваль стал не только платформой для демонстрации успешных практик, но и источником вдохновения для будущих педагогов. Чем больше мы делимся опытом, тем больше обогащаемся и создаем лучшее будущее для всех участников образовательного процесса.
23 апреля 2025 г. приглашаем принять участие в качестве слушателя в Практико-ориентированном семинаре «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: открытый диалог профессионалов» (далее – Семинар)
Приглашаем воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, представителей дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических специальностей для обмена опытом и повышения компетентности педагогов в вопросах комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их успешной социализации, развития и интеграции в образовательную среду.
Организаторы:
Дата и время проведения: 23 апреля 2025 г. с 12:00 до 16:00
Место проведения: г. Томск, ул. Иркутский тракт 175/3, МАДОУ № 82.
Для участия в качестве СЛУШАТЕЛЯ необходимо в срок до 22 апреля 2025 г. пройти регистрацию по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/67f77c8384227c63aae6892b/
Количество мест ограничено.
Контакты:
Куратор от МАДОУ № 82: Завьялова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель МАДОУ № 82 г. Томска, тел: +7 952 802-95-18, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
Куратор от ТГПУ: Ромашова Елена Валерьевна, аналитик Парка инновационных образовательных практик ТГПУ, тел: +7 952 884-25-26 e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Приглашаем воспитателей ДОО, школьных педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, представителей образовательных организаций, студентов педагогических специальностей и всех заинтересованных в обсуждении актуальных вопросов при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организаторы: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», Парк инновационных образовательных практик, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников, кафедра дефектологии, Факультета психологии и специального образования
Дата и время проведения: 17 апреля 2025 г. с 15.00 до 17:30.
Место проведения: г. Томск пр-т Комсомольский 17 аудитория 217 г. Томска.
Для участия в качестве слушателя необходимо в срок до 16 апреля 2025 г. подать заявку на эл. адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Количество мест ограничено.
Наталия Медова, руководитель экспериментальной площадки, учитель-дефектолог высшей категории, кандидат педагогических наук: «Данное мероприятие – это отчёт по результатам работы экспериментальных площадок по направлению «Инклюзивное образование» Парка ИОП за два года. В течение этих двух лет была проведена работа по исследованию контингента детей с различными трудностями. Это были дети подготовительной группы детских садов и первого класса школ. На основании выявленных дефицитов была проведена повторная диагностика, где были изучены особенности восприятия текста детьми с этими дефицитами. В основном это были дети с задержкой психического развития и с речевой патологией.
Были выявлены особенности восприятия текстовой информации. В основном тексты давались такие, которые детям были знакомы, доступны. Было обнаружено, что даже те тексты, которые были детям по возрасту, они не воспринимают. В течение года специалисты анализировали и подбирали различные подходы, применяемые в дефектологии при обучении детей с нарушениями слуха, зрения и для детей с нарушением интеллекта.
Специалисты экспериментальных площадок выделили наиболее эффективные приёмы, которые помогают ребёнку правильно и логично воспринимать текст. И на основании этого восприятия ребенок сможет пересказать текст, пообщаться по теме текста с педагогом или с детьми. Данные приёмы будут продемонстрированы 17 апреля на семинаре».
С докладами выступят томские учителя, дефектологи и учителя-логопеды МАОУ СОШ № 23, МАОУ СОШ №40, ОГАОУ «Интеграция», ОГБОУ «Школа-интерната для детей с нарушениями зрения», МАДОУ детский сад № 45, МАДОУ №48, МАДОУ 88, МАДОУ №96.
Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий