Новости

Результаты анализа восприятия текстового материала обучающимися с ОВЗ обсудили специалисты экспериментальных площадок Парка ИОП ТГПУ

17 апреля 2025 года в Парке инновационных образовательных практик прошёл Научно-методический семинар «Анализ восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (отчет специалистов экспериментальных площадок).

«На экспериментальных площадках Парка ИОП ИРПО ТГПУ проводятся исследования и апробация актуальных научно-исследовательских разработок, которые проводятся в научно-исследовательских лабораториях Парка ИОП. Научным руководителем экспериментальных площадок по направлению Инклюзивное образование является Наталия Анатольевна Мёдова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Парка ИОП, зав кафедрой дефектологии ФПСО», – комментирует Лариса Валерьевна Куровская, руководитель Парка ИОП.

На основе рекомендаций по реализации направлений Регионального межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования в Томской области созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) на территории Томской области в 2023 году начали работу экспериментальные площадки по изучению современной популяции обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития.

Наталия Анатольевна Мёдова рассказала об основных результатах совместной работы ТГПУ и образовательных организаций: «В исследованиях приняли участие 16 образовательных организаций (дошкольных и общеобразовательных). На протяжении всего 2023 года проводилась диагностика обучающихся первых классов и воспитанников подготовительных групп дошкольных образовательных организаций (более тысячи человек). Более 20 специалистов проводили обследование по тестам, рекомендованных специалистов кафедры психологии развития личности и кафедры дефектологии ФПСО. Результаты диагностики показали, что у 80 процентов респондентов были проблемы по следующим параметрам: мотивация, эмоциональность, словесно-логическое мышление, пространственный анализ и синтез. Выявленные проблемы определили актуальность неуспешности обучающихся (воспитанников) в получении необходимой информации». 

Специалисты, – участники экспериментальной площадки (далее – ЭП), проанализировав исследования Е.Л. Григоренко Н.П. Карповой и др., выявили, что в основном уделяется внимание на анализ беглости и точности чтения отдельных слов распознавание осмысленных слов тем не менее по данным проведённой диагностики дети, участвующие в эксперименте не концентрировали внимание на тексте в образовательном процессе (30 %); наблюдались проблемы в понимании и осмыслении при аналитико-синтетической деятельности (70 %), неумение создавать свой текст при выполнении разного рода заданий (90%).

В рамках указанной выше ЭП выделено направление «Изучение восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Целью исследования обозначили – изучить специфику восприятия текстового материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с перспективой создания учебно-методического обеспечения сопровождения данной категории.

Специалисты изучили приёмы адаптации текстов в учреждениях для обучающихся с сенсорными нарушениями. Мёдовой Н.А. были проведены ряд семинаров по теме «Адаптация учебных материалов в условиях инклюзивного образования (FLEXIBLE)».

 В результате проведённой работы были получены следующие результаты:

 - проанализированы особенности лингвистического, нелингвистического, культурного прагматического и инклюзивного подхода к адаптации текстов;

 - разработаны и апробированы рабочие листы для работы по адаптированным с учётом особенностей восприятия информации детей разной нозологии;

 - апробированы следующие приёмы адаптации с подбором методического и дидактического материала: упрощение и структурирование текста, визуализация, активизация речи, использование различных модальностей;

 - апробирована интеграция педагогических и логопедических приёмов работы над текстом, например, языковой разбор текста с условной наглядной схемы для пересказа;

 - создание Easy ride и дидактического сопровождения текста на основе искусственного интеллекта;

- работа с контекстом при профилактике вербализма у слепых детей.

17 апреля все участники ЭП, поделились своими разработками и результатами апробации. В результате рефлексии было принято решение систематизировать материалы и опубликовать методические рекомендации для педагогов по работе с текстовым материалом с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

 

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск