Новости

Методическая сессия «Вовлечение и сопровождение родителей, и поддержка образовательных интересов и результатов обучающихся начальной школы (1-4 классы)».  Сессия проводилась в рамках совместной деятельности стажировочных площадок (МАОУ СОШ №4 им. И.С. Черных г. Томска, МБОУ «Северская гимназия» г. Северска и МАОУ Школа «Эврика-развитие» г. Томска) Научно-методического центра сопровождения педагогических работников Парка ИОП ИРПО ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Педагоги, классные руководители, психологи собрались вместе, чтобы обсудить ключевые вопросы, касающиеся вовлечения и сопровождения родителей, а также поддержки образовательных интересов и результатов учащихся начальной школы.

Мероприятие открыли Грабцевич Ирина Борисовна, директор МАОУ СОШ №4 и Куровская Лариса Валерьевна, канд. биол. наук, руководитель Парка Инновационных образовательных практик ТГПУ, представив мастер-класс «От конфликтов к согласию: практика с интегративным подходом».

Методическая сессия стала площадкой для обмена ценным опытом и поиском эффективных решений для образовательных учреждений г. Томска и г. Северска.

Ключевые темы, которые были затронуты на встрече:

  • Формирование экологичной образовательной среды:Как создать в начальной школе атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя комфортно, безопасно и мотивирован к обучению? Обмен передовыми подходами и практиками в этой области станет одним из центральных пунктов программы.
  • Родительская и педагогическая поддержка в период формирования учебной самостоятельности:Начальная школа – это время, когда закладываются основы самостоятельности в учебе. Как взрослые могут эффективно помочь детям развить эти навыки? Особое внимание будет уделено поддержке в этот важный период, а также подготовке к переходу в основную школу.
  • Психолого-педагогические рекомендации по выстраиванию эффективного взаимодействия с родителями:Успех ребенка в школе во многом зависит от гармоничных отношений между семьей и образовательным учреждением. На встрече будут представлены практические рекомендации по налаживанию продуктивного диалога между педагогами и родителями.

Особый акцент был сделан на практических аспектах, направленных на снижение уровня тревожности у детей и родителей:

  • Адаптация ребенка к школе:Первый шаг в школьную жизнь может быть непростым. Будут представлены методики, помогающие сделать этот процесс максимально безболезненным и позитивным.
  • Выстраивание эффективной коммуникации субъектов образовательного процесса:Как наладить открытый и доверительный диалог между учениками, педагогами и родителями? Это ключевой фактор для создания поддерживающей образовательной экосистемы.
  • Оценка и самооценка:Как правильно оценивать успехи ребенка, не вызывая у него страха перед ошибками, и как развивать у него навыки самооценки?
  • Бесшовный переход в основную школу:Этот этап часто вызывает беспокойство как у детей, так и у родителей. Были предложены стратегии, которые помогут сделать этот переход плавным и успешным.

Это мероприятие – стало первым из цикла мероприятий, посвященных, вовлечению и сопровождению родителей и поддержке образовательных интересов и результатов обучающихся. За анонсами вы можете следить на нашем сайте https://park.tspu.ru/ и в соцсетях https://vk.com/parkiophttps://vk.com/fnmc_tspu

Событие стало уникальной возможностью для профессионалов начальной школы обеспечить наилучшие условия сопровождения родителей на этапе начальной школы , а так же развитию и обучению учащихся.

Приглашаем всех заинтересованных принять участие в предстоящих дискуссиях: Методическая сессия (5-8 классы), Методическая сессия (9-11 классы) и внести свой вклад в создание прочного фундамента для успешного школьного будущего учеников.

Информационное письмо

Фотоальбом https://disk.yandex.ru/a/mQl_sN9HdyE3Ug

 

 

Уважаемые коллеги!

Приглашаем к участию учителей, руководителей образовательных организаций и психологов принять участие в Методической сессии «Вовлечение и сопровождение родителей и поддержка образовательных интересов и результатов школьников» 

Программа Методической сессии отражает актуальные направления работы с родителями в разных звеньях школьного образования.

Организаторы:
 
  • Научно-методический центр сопровождения педагогических работников Парка инновационных образовательных практик ФГБОУ ВО «Томский государственный
    педагогический университет» 
  • МАОУ Средняя общеобразовательная школа №4 им. И.С. Черных, г. Томск 
  • МБОУ "Северская гимназия", г. Северск 
  • МАОУ Школа "Эврика-развитие", г. Томск 

Работа Методической сессии будет проходить в очном формате.

Регистрация спикеров:

Методическая сессия (1-4 классы): до 09 октября 2025 г., ссылка:
https://forms.yandex.ru/u/68d9f8dbeb614639c9342adb

Методическая сессия (5-8 классы): до 09 октября 2025 г., ссылка:
https://forms.yandex.ru/u/68d9f963eb61463966342b1d Потребуется сбор паспортных данных для оформления пропусков в г. Северск.

Методическая сессия (9-11 классы): (дата на согласовании, следите за анонсами на сайте https://park.tspu.ru/ и в сообществе ВК https://vk.com/fnmc_tspu), ссылка:
https://forms.yandex.ru/u/68d9fa00f47e733c6a9c7ecd

Регистрация слушателей:

Методическая сессия (1-4 классы): до 15 октября 2025 г., ссылка: https://forms.yandex.ru/u/68d9f6a649363998195c2f12

Методическая сессия (5-8 классы): до 09 октября 2025 г., ссылка: https://forms.yandex.ru/u/68d9f6e0f47e733b389c7f88. Потребуется сбор паспортных данных для
оформления пропусков в г. Северск.

Методическая сессия (9-11 классы): (дата на согласовании, следите за анонсами на сайте https://park.tspu.ru/ и в сообществе ВК https://vk.com/fnmc_tspu), ссылка:
https://forms.yandex.ru/u/68d9f6ebd04688765835665e
 
Программа сессии
 
 
 

24 октября в стенах ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» прошел первый из серии вебинаров, посвященных внедрению обновленной инфраструктуры в программы подготовки педагогических кадров. Мероприятие стало важным шагом в рамках федерального проекта «Педагоги и наставники» национального проекта «Молодежь и дети», направленного на информационно-методическое сопровождение модернизации педагогических вузов.

В фокусе вебинара оказались актуальные вопросы методической подготовки будущих учителей ОБЗР (Основы безопасности и защиты Родины), формирование у них навыков безопасного поведения обучающихся, а также аспекты патриотического воспитания. Своими наработками и видением поделились ведущие специалисты педагогических университетов России.

Основы безопасности и защиты Родины: новые горизонты преподавания

Открыла дискуссию модератор вебинара, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования Шадринского государственного педагогического университета Людмила Ивановна Пономарева. В своем вступительном докладе «Современные технологии методической подготовки будущих учителей ОБЗР» она четко обозначила целевые ориентиры и теоретико-методологические основы преподавания нового предмета. Людмила Ивановна подчеркнула ключевые отличия ОБЗР от ранее существовавшего курса ОБЖ, акцентировав внимание на расширенном спектре задач и более глубоком содержании. Были представлены и проанализированы регламентирующие документы, определяющие структуру и организацию образовательного процесса по ОБЗР, что задало четкие рамки для дальнейшего обсуждения.

Перспективные технологии для формирования практико-ориентированных компетенций

Особый интерес аудитории вызвал обзор передовых технологий методической подготовки по ОБЗР. Среди них были выделены:

  • Технология военных сборов: направленная на формирование дисциплины, командного духа и практических навыков в условиях, приближенных к реальным.
  • Кейс-технология, основанная на анализе геополитических реалий: позволяющая студентам развивать критическое мышление и аналитические способности применительно к современным вызовам безопасности.
  • Технология сетевого взаимодействия с силовыми структурами: открывающая возможности для практического обучения и обмена опытом с представителями профессиональных структур.
  • Разнообразные игровые форматы: включая военно-стратегические и деловые игры, сюжетно-ролевые и интерактивные методы обучения, которые способствуют повышению мотивации и закреплению знаний в увлекательной форме.

Эти подходы были единодушно признаны наиболее перспективными для формирования у будущих педагогов практико-ориентированных компетенций и повышения их заинтересованности в освоении курса ОБЗР.

Событийный подход как ключ к формированию устойчивых навыков безопасного поведения

С докладом «Формирование навыков безопасного поведения обучающихся средствами событийного подхода» выступил старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Олег Юрьевич Мочалов. Он акцентировал внимание на ключевых требованиях к методической подготовке учителя ОБЗР, подчеркнув важность освоения студентами событийных практик как в рамках формального, так и неформального образования. Олег Юрьевич отметил значимость активного использования потенциала социального партнерства и вовлечения обучающихся в процесс проектирования и реализации собственных образовательных событий. Особое внимание было уделено обеспечению эмоциональной вовлеченности студентов, как необходимому условию для формирования устойчивых навыков безопасного поведения и развития учебно-методических компетенций будущих педагогов.

Также на вебинаре выступили представители Набережночелнинского государственного педагогического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Глазовского государственного инженерно-педагогического университета им. В.Г. Короленко.

ТГПУ на вебинаре представила ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка инновационных образовательных практик ИРПО Синогина Елена Станиславовна. Ее доклад был посвящен теме влияния методики обучения ОБЗР на мотивацию школьников и их готовность к действиям в условиях риска. В докладе были представлены результаты исследования, проведенного среди педагогов Томска и Томской области, которое выявило ключевые проблемы в обучении по предмету в школе: дефицит материально-технической базы, ограниченность практической подготовки и низкий уровень мотивации школьников.

Особое внимание было уделено возможным решениям: внедрению симуляционных и игровых технологий, использованию базы данных «Методический навигатор» с практико-ориентированными методическими ресурсами, усилению практической составляющей обучения, а также развитию партнерства с военными и спасательными структурами.

Обсуждение показало, что повышение качества обучения ОБЗР напрямую связано с обновлением инфраструктуры и применением современных методик, которые делают обучение более наглядным, практико-ориентированным и мотивирующим для школьников.

В заключение Пономарева Л.И. подвела итоги вебинара, показав, что предмет «Основы безопасности и защиты Родины» находится в фокусе внимания педагогического сообщества и требует системных изменений в организации учебного процесса. Обсуждения подтвердили, что без укрепления материально-технической базы, увеличения доли практико-ориентированных форм обучения и развития партнерства с военными и спасательными структурами невозможно обеспечить качественную подготовку обучающихся к действиям в условиях риска.

Общее впечатление от вебинара можно охарактеризовать как продуктивное и ориентированное на поиск практических решений. Представленные доклады задали направления дальнейшей работы: создание региональных методических центров по ОБЗР, разработка и внедрение единой цифровой платформы по ОБЗР, создание программы целевой подготовки и повышения квалификации педагогов по ОБЗР. Впереди предстоит масштабная работа по устранению выявленных недостатков и реализации потенциала обновленной инфраструктуры, что позволит вывести преподавание ОБЗР на новый уровень и сделать его более востребованным, актуальным и значимым для современного вуза и школы.

Данное научно-исследовательское и презентационное мероприятиереализовано в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, номер проекта: QZOY-2025-0005, тема «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».

С 8 по 12 сентября студенты Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), будущие наставники, прошли уникальный 36-часовой курс «ИИ-навигатор профессий: современные технологии в работе куратора».

Программа разработана специалистами Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ под руководством директора Андрея Глухова и коллег из ЗабГУ. Мероприятие прошло в рамках проекта «Школа наставников «Навигатор успеха #75».

В ходе курса студенты-кураторы изучили передовые методики профессионального самоопределения школьников с использованием технологий искусственного интеллекта.

О возможностях цифровых инструментов рассказал директор НОЦ Глухов Андрей Петрович: «Освоение веб-приложения AI-ПрофГид, разработанного на базе отечественной ИИ-платформы, позволит кураторам проводить профориентационное тестирование, комплексно анализировать склонности и когнитивные способности школьников, выстраивать персональный образовательный маршрут, ориентированный на образовательные программы ЗабГУ и перспективные востребованные профессии региона».

Проект реализуется при поддержке «Росмолодёжь.Гранты»

 

 
Уважаемые коллеги!

Мы рады пригласить вас принять участие в масштабном событии, в рамках празднования 30-летия плодотворной и вдохновляющей инновационной деятельности Губернаторского Светленского лицея, который по праву носит статус федеральной инновационной площадки Министерства просвещения РФ и экспериментальной площадки Парка ИОП ИРПО ТГПУ, состоятся Всероссийские педагогические чтения.

Это платформа для тех, кто стремится к развитию, кто готов делиться своим опытом и черпать вдохновение из передовых идей. А так же пространство, где рождаются новые подходы, где обсуждаются самые актуальные вызовы современного образования и где закладываются основы будущих педагогических свершений.

Почему вам стоит стать частью этого события?

Это уникальная возможность:

  • Познакомиться с передовым научно-практическим педагогическим опытом.
  • Обсудить актуальные вопросы развития образования.
  • Обменяться идеями и вдохновиться на новые свершения.
Центральной темой чтений станет инновационный опыт Губернаторского Светленского лицея. На протяжении трех десятилетий этот лицей является настоящим флагманом в области образования, демонстрируя пример того, как смелые идеи и постоянное стремление к совершенству могут трансформировать учебный процесс и открывать новые горизонты для учеников и педагогов. Вы узнаете о секретах их успеха, о подходах, которые позволили им оставаться на переднем крае педагогических инноваций.

Руководить чтениями будет Александр Сайбединов. Директор лицея, народный учитель России, лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования и науки, почетный член Российской академии образования, заведующий лабораторией эмоционального образования Парка ИОП ИРПО и автор новой образовательной концепции – его экспертное мнение и видение станут бесценным вкладом в успех мероприятия.

Не упустите шанс стать частью этого значимого события!

Подробности о дате, месте проведения и программе https://lyceum.tom.ru/emotional/index.php

Для участия переходите по ссылке и регистрируйтесь до 3 октября 2025 года  lyceum.tom.ru/emotional/...
По вопросам участия в конференции можно обращаться к заместителю директора по научной и инновационной деятельности Кузнецовой Людмиле Владимировне т. 8(382-2) 46-90-12 
 
 
 
 
 
 

8 сентября в Парке ИОП состоялся установочный научно-методический семинар для стажировочных площадок Научно-методического центра СПР Парка ИОП. Мероприятие провела Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ.

«В этом году мы планируем расширить количество стажировочных площадок, так как очень много организаций, которые хотят работать с ТГПУ в этом статусе. Также продолжим работать с активными организациями, которые себя зарекомендовали как заинтересованные в развитии и в обмене педагогическими практиками. Наряду с этим мы продолжим рассматривать сложные педагогические случаи и вместе искать оптимальные решения» - комментирует Лариса Куровская. Наши стажировочные площадки представили свои идеи и пожелания на новый учебный год. В сентябре мы запускаем ряд мероприятий по трем основным направлениям работы Научно-методического центра. Будут как традиционные мероприятия всероссийского масштаба, так и локальные тренинги и семинары.

Коллеги поделились положительными отзывами о работе за прошедший год, очень полезным стали наши мероприятия в рамках Фестиваля АвгустПРО, в частности, тренинг по профилактике профессионального выгорания и совместное мероприятие с НИУ ВШЭ, где коллеги приняли участие в онлайн-тренинге по подготовке заявок на Конкурс инноваций в образовании (КИвО).

В завершение семинара участники наметили конкретные направления в решении текущих задач и обсудили механизмы оптимизации совместной работы с Научно-методическим центром Парка ИОП ТГПУ. Это мероприятие стало важным шагом на пути к дальнейшему развитию инновационных образовательных практик и укреплению профессионального сообщества педагогов Томска.

Разработанный в рамках грантового проекта Telegram-бот призван помочь новым учителям адаптироваться в профессии
 

22 августа 2025 года в рамках областного педагогического форума «АвгустПРО-2025» состоялась презентация уникального проекта «Сопровождение молодых педагогов: ИИ-ассистент в Telegram и цифровые инструменты». С докладом выступила команда Научно-образовательного центра цифровой дидактики и инклюзивного образования (НОЦ ЦДИИО) Парка инновационных образовательных практик (ПИОП) ТГПУ и средней общеобразовательной школы №53 г. Томска.

Проект является ответом на ключевые вызовы современной школы: старение педагогических кадров и сложности адаптации молодых специалистов, особенно выпускников непрофильных вузов. Как показали исследования, основные проблемы начинающих учителей связаны с многозадачностью, коммуникацией с родителями, работой с отчётностью и недостатком оперативной методической поддержки.

В своём выступлении директор НОЦ ЦДИИО Парка ИОП ИРПО Андрей Глухов, а также директор СОШ №53 Вячеслав Щеголихин и зам. директора по МР СОШ №53 Евгения Катанаева подробно рассказали о разработке и пилотном запуске ИИ-ассистента EduHelper53 в мессенджере Telegram. Бот, созданный на платформе СберСтудио, предоставляет молодым педагогам:

- быстрый доступ к базе знаний с локальными актами и шаблонами документов;

- оперативные алгоритмы действий для разрешения типовых педагогических ситуаций;

- систему напоминаний о ключевых сроках;

- интегрированные советы на основе моделей ИИ (GigaChat).

Особый акцент был сделан на практических аспектах реализации: формировании проектной команды, валидации контента методистами и важности постоянной обратной связи от пользователей. Пилотное тестирование бота показало высокую востребованность: большинство участников пилотной группы отнеслись к его использованию положительно, особенно отмечая удобство доступа к документам и напоминаниям.

Проект реализуется в рамках исследования, выполняемого за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-20220 (https://rscf.ru/project/25-128-20220/) и гранта в форме субсидии, выделяемого Департаментом по научно-технологическому развитию и инновационной деятельности Томской области (Соглашение №02/2/2025).

Представленный опыт ТГПУ и школы №53 является готовым к масштабированию решением для поддержки молодых кадров в системе образования региона и страны.

С презентацией можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/MvveRSN-fWRZpg 

 Данное научно-исследовательское и презентационное мероприятие реализовано в рамках совместного партнерского проекта зеркальных лабораторий (Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка инновационных образовательных практик ТГПУ и Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ) "AI в образовании (AIED): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации" (Соглашение о научном сотрудничестве № 6.13.1. -02/150823-1 20/06 от 15.08.2023), посвященного исследованию использования технологий искусственного интеллекта в образовании.

 

22 августа в рамках работы секции Форума «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025» состоялась ключевая сессия, посвященная одной из самых актуальных проблем современного образования – профессиональному выгоранию. Лариса Куровская, кандидат биологических наук, нейрокоуч по стандартам ICI и руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ, провела «Тренинг по профилактике профессионального выгорания», который вызвал живой отклик у всех категорий педагогических работников.
 
Тренинг начался с важного этапа – тестирования, которое позволило каждому участнику индивидуально оценить степень выраженности признаков профессионального выгорания. Это стало отправной точкой для глубокого погружения в суть проблемы. В ходе дискуссии были выделены четыре ключевых фактора, вызывающих наибольший резонанс среди педагогов:
  • Высокая ответственность: Педагогическая деятельность неразрывно связана с огромной ответственностью за будущее учеников, что может оказывать значительное эмоциональное давление.
  • Чрезмерная нагрузка и отчетность: Постоянный поток задач, требующих выполнения, и необходимость заполнения многочисленных отчетов зачастую приводят к перегрузке и ощущению безысходности.
  • Многофункциональность и многозадачность: Современный педагог должен быть не только учителем, но и воспитателем, психологом, организатором, а зачастую и IT-специалистом. Необходимость постоянно переключаться между различными ролями и задачами истощает ресурсы.
  • Проблема с балансом «работа/жизнь»: Границы между профессиональной деятельностью и личной жизнью становятся все более размытыми, что приводит к невозможности полноценно восстановиться и отдохнуть.

Лариса Валерьевна не ограничилась лишь социальными и организационными аспектами. Особое внимание было уделено стадиям профессионального выгорания и нейробиологическим особенностям развития этого процесса в организме человека. Понимание того, как стресс и перегрузка влияют на мозг и нервную систему, дает ключ к более эффективным стратегиям противодействия. Знание о том, как гормоны стресса, такие как кортизол, воздействуют на когнитивные функции и эмоциональное состояние, помогает осознанно подходить к управлению своим самочувствием.

Завершение тренинга было посвящено предоставлению участникам конкретных, действенных инструментов для профилактики и преодоления выгорания. Были предложены:

  • Расслабляющая телесная практика: Техники, направленные на снятие мышечного напряжения и восстановление физического комфорта, что является фундаментом для эмоционального благополучия.
  • Практика «остановки мыслемешалки»: Методы, помогающие справиться с навязчивыми мыслями и тревогой, позволяющие вернуть контроль над своим ментальным состоянием
«Тренинг по профилактике профессионального выгорания вызвал большой интерес среди всех категорий педагогических работников. Во время тренинга мы провели тестирование, на котором каждый участник определил у себя степень выраженности признаков профессионального выгорания. На креативной сессии по оформлению инновационных образовательных проектов, проведенной совместно с НИУ ВШЭ, с которым мы сотрудничаем в рамках Зеркальной лаборатории и Конкурса инноваций в образовании, рассмотрели формулу, по которой учителям можно оформить инновационный проект», – прокомментировала директор Парка ИОП ИРПО Лариса Куровская.
 
 
 
27 августа региональный семинар от КиВО и Альфа-банка по теме генеративного ИИ

КИвО и Альфа-банк
Дата 27 августа
На встрече эксперты Альфа-банка расскажут, какие проекты имеют наибольшие шансы на победу
Полезно, если вы:
  • Разрабатываете образовательные ИИ-проекты;
    Хотите прокачать навыки применения продуктового подхода;
    Ищете стартовую точку для развития в ИИ-проектной деятельности
Предварительная регистрация по ссылке (forms.yandex.ru/u/6894bcc2...)

Программа находится на финальной доработке, чтобы вы получили максимум пользы!
Успейте принять участие в конкурсе КИвО: kivo.hse.ru/
 

21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска. В рамках регионального педагогического форума «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»  прошел семинар, организованный сотрудниками научно-исследовательской лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка ИОП ИРПО.
 
В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).

 

Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».

Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Синогина, кандидат физико-математических наук, доцент ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.

Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.

Затем выступила Елена Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.

Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка ИОП ИРПО. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.

Продолжила линию системного развития Наталия Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.

Завершила работу семинара Софья Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализмаПарка ИОП ИРПО. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.

  1. Парк ИОП приглашает на «Август.ПРО: Матрица Педагогических Изменений» – главный педагогический форум лета в школе «Интеграция»
  2. В Парке ИОП подвели итоги работы за 2024/2025 учебный год
  3. От идеи до проекта с экспертами ВШЭ: тренинг в Парке ИОП
  4. «Педагогический ПиР»: обмен опытом и новые горизонты образования
  5. 09.06 вебинар от Александра Сайбединова на портале "Просвещение"
  6. Конкурс инноваций в образовании (КИвО) - 2025
  7. Ключевые аспекты реализации концепции эмоционального образования: вебинар от Александра Сайбединова
  8. 17-18 июня приглашаем на Фестиваль «Педагогический ПиР. Практики и развитие»
  9. "Мир искусства" А.Сайбединова: новый учебник ИЗО в федеральном перечне. Вебинар автора о концепции Эмоционального образования.
  10. НОЦ ЦДИИО Парка и МАОУ СОШ №53 разработали дорожную карту внедрения ИИ в образовательную деятельности школы

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск