- Просмотров: 282
"Мир искусства" А.Сайбединова: новый учебник ИЗО в федеральном перечне. Вебинар автора о концепции Эмоционального образования.

14 мая в Институте образования НИУ «ВШЭ» в Москве состоялся семинар на тему «Искусственный интеллект: практическое применение». В семинаре приняли участие коллеги из Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (далее – НОЦ ЦДИИО) Парка ИОП ИРПО ТГПУ и Лаборатория инноваций в образовании Института образования Высшей Школы Экономики (далее – ЛиВО ИО ВШЭ).
ЛиВО ИО ВШЭ представляли:
Заграничный Антон – научный сотрудник ЛиВО;
Андреева Анастасия – младший научный сотрудник, заведующая ЛиВО;
Мирошникова Дарья – стажёр-исследователь ЛиВО ИО.
НОЦ ЦДИИО представлял Патраков Михаил, младший научный сотрудник.
Партнеры обсудили генеративные языковые модели и другие типы искусственного интеллекта, которые они применяют в своей работе. Были выбраны нейросети, позволяющие работать с текстами, изображениями, искать научные статьи на иностранных языках и выполнять другие важные задачи.
На семинаре обсудили текущие задачи, совместно реализуемые в рамках проекта Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ «АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации».
Участники семинара обсудили ход реализации совместного проекта. Первоначально исследование было сфокусировано на изучении внедрения искусственного интеллекта в образовательных организациях разного уровня образования и разной организационно-правовой формы. По мере накопления разных кейсов больше внимания стало уделяться внедрению искусственного интеллекта преподавателями-новаторами в образовательный процесс. В настоящее время проект переходит на качественно новый этап – создание рекомендаций для педагогов и школьных администраторов по внедрению искусственного интеллекта в свою профессиональную деятельность.
"Мы начинали с изучения установок, потом смотрели на практики, и в этом году мы уже выходим на рекомендации и понимание трендов", – поделилась Анастасия Андреева, зав. лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
17 мая Парк ИОП ТГПУ совместно с МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица». г. Томска (стажировочная площадка Научно-методического центра СПР Парка инновационных образовательных практик ИРПО) провели практико-ориентированный семинар «Ресурсы дополнительного образования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» для педагогов города и области в рамках стажировочной площадки ТГПУ.
В семинаре приняли участие более 20 педагогов дополнительного образования, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, хореографов: МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка», МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица», МАОУ ДО ДДТ «Планета», МАОУ ДО Томский Хобби-центр, МАОУ ДО ДДиЮ «Факел», МАДОУ № 44, МАДОУ № 76 г. Томска.
Руководитель Парка ИОП ТГПУ Куровская Лариса Валерьевна, и директор МАОУ ДО ДЮЦ "Синяя птица" Лузина Лариса Валерьевна в установочных выступлениях отметили особую важность непрерывного обмена опытом между педагогами в современных условиях. Как сказал Александр Асмолов в своей книге «Психология достоинства», – «Переход к эпохе персонализированного образования успешно произойдёт после интеграции сфер и траддиций общего и дополнительного образования». Именно такой интеграции и был посвящен прошедший семинар.
Семинар стал важной платформой для профессионального диалога и обмена знаниями. Участники активно делились собственными наработками, методиками и инновационными подходами, применяемыми в инклюзивном образовании. Особое внимание было уделено созданию доступной образовательной среды и использованию специализированных технологий для поддержки детей с различными образовательными потребностями.
В завершении мероприятия состоялся круглый стол, где педагоги высказали слова благодарности выступившим, вдохновились новыми идеями, наметили пути совершенствования своей работы, которые будут способствовать генерации новых идей в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Полученные знания и вдохновение станут стимулом для дальнейшего развития профессиональной компетентности и повышения качества образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями.
Благодарим всех участников мероприятия и организаторов за предоставленную возможность повышения компетентности педагогов и обмена опытом в вопросах инклюзивного образования.
Участники и ведущие мастер-классов получили ценный опыт, которым охотно поделились в своих отзывах.
Трофимова Мария Николаевна, МАДОУ № 76, старший воспитатель: «Сегодняшнее мероприятие стало еще одним шагом к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно и уверенно в обществе. Приятным стало завершение в формате круглого стола, где участники смогли услышать от своих коллег отзывы и слова благодарности и предложения о сотрудничестве. Надеемся, что обмен опытом и проведение мероприятий такого формата поможет в дальнейшем ещё более тесно взаимодействовать и учреждениям, и педагогам. Благодарим ТГПУ и МАОУ ДЮЦ «Синяя птица» за предоставленную возможность демонстрировать свой опыт, способности и талант».
Глебова Анна Владимировна, МАДОУ № 76, музыкальный руководитель: «Было очень много интересных выступлений, мне очень понравилась гимнастика по Стрельниковой. Мы ее забыли, а все новое - это хорошо забытое старое. В новой интерпретации, это прозвучало интересно. Педагоги из «Синей птицы» с народными праздниками, игрой баяниста, продемонстрировали огромную интересную работу. Именно таких специалистов с горящими глазами и безграничным сердцем, преданностью своему делу нам не хватает».
Сосновский Данил Евгеньевич МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица», концертмейстер: «Нетрадиционные музыкальные инструменты – обычные деревянные палочки. Как это можно обыграть? Для меня это приятное открытие. С листками бумаги – это вообще шикарно!. Я бы в жизни не догадался, что можно с помощью листка бумаги А4 сделать оркестр. Я думаю, что в следующем году шумовой оркестр будет и у нас. Это очень эффективная методика для всех детей».
24 апреля 2025 года в дистанционной среде bbb.tspu.ru состоялся проблемно-методический семинар «Современные подходы к обучению Основам безопасности и защиты Родины: технологии и педагогические модели». В мероприятии приняли участие 19 специалистов, включая докторов и кандидатов наук, педагогов и студентов из разных регионов России.
Целью семинара стало выявление ключевых проблем в обучении основам безопасности и защиты Родины и выработка практических рекомендаций для совершенствования методики преподавания учебного предмета ОБЗР.
Приветственным словом семинар открыл модератор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ Елена Станиславовна Синогина. Она обозначила проблемное поле обсуждения и подчеркнула важность развития практико-ориентированного подхода в обучении школьников.
В рамках установочной части были заслушаны доклады ведущих специалистов:
Особый интерес участников вызвали доклады, посвящённые практическим аспектам обучения и цифровым инновациям.
Дискуссионная часть семинара включала:
Так, в ходе обсуждения современных книг для детей о безопасном поведении поднимались вопросы критериев отбора литературы, её соответствия возрастным особенностям детей и полноты отражения реальных жизненных ситуаций.
В результате обсуждения были сформулированы рекомендации:
Семинар завершился подведением итогов и утверждением проекта резолюции.
Организаторы выражают благодарность всем участникам за активную работу и вклад в развитие преподавания основ безопасности и защиты Родины.
Ведущим и одним из модераторов стратегической сессии выступил Антон Заграничный, научный сотрудник лаборатории инноваций в образовании (ЛИвО) Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва). Модераторы сессии: Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП, Андрей Глухов, директор НОЦ ЦДИИО и Елена Синогина, старший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО.
Участниками мероприятия стали преподаватели и руководители институтов и факультетов ТГПУ: ИРПО, ТЭФ, ФПСО, ИДиА, ИФКиС, БХФ.
«Искусственный интеллект последние годы активно внедряется в систему образования. При этом очень важно сохранять возможность управления этим процессом, чтобы использовать возможности ИИ для оптимизации и повышения качества рабочих процессов в университете. В связи с этим, замечательно, что в рамках партнёрского проекта зеркальных лабораторий в ТГПУ и НИУ ВШЭ у нас сложился надежный альянс из научных сотрудников, которые изучают эти процессы и помогают преподавателям и руководителям выстроить системный подход к применению искусственного интеллекта в ТГПУ», - прокомментировала руководитель Парка ИОП Лариса Куровская.
В рамках сессии состоялась четырёхчасовая групповая работа, в ходе которой удалось детально обсудить цели, ресурсы, риски и сценарии внедрения искусственного интеллекта в ТГПУ. Участники распределились на четыре группы (образование, наука, управление, коммерциализация). Каждая команда выделила несколько возможных целей и вызовов, а затем были разработаны ряд сценариев (от пессимистичного до оптимистичного) внедрения ИИ в деятельность вуза, которые были вынесены на обсуждение остальных участников.
В заключение, участники и организаторы вместе составили дорожную карту по внедрению искусственного интеллекта в образовательную среду ТГПУ, включающую ряд необходимых шагов. Она будет представлена на рассмотрение ректорату вуза. Задачи включают разработку этического регламента и локальных нормативных актов, регулирующих использование ИИ в вузе, оптимизацию ряда организационно-управленческих процессов, включение отдельных модулей, посвященных использованию ИИ в педагогике, в рабочие программы по отдельным дисциплинам, разработку цифровой платформы веб-приложений на основе AI-ассистентов и иные значимые шаги.
В завершении сессии Антон Заграничный обратился к участникам: «Когда внешние эксперты сами разрабатывают какие-то регламенты и стратегии, есть риск упущения важных моментов, о которых была активная дискуссия в ваших группах. Я искренне желаю, чтобы какие-то решения из тех, что сегодня были наработаны, были реализованы и позволили ТГПУ оставаться в повестке. Однако, я согласен с Вами, что времени для глубокой проработки было недостаточно. Можно было кластеризировать цели, можно было больше поработать с рисками, но мы были ограничены 4 часами времени. Когда мы проводим стратегические сессии для университетов, это длится два-три дня. Сегодня мы исходили из того времени, которым мы располагали. Я не знаю будете ли вы реализовывать то, что сегодня было положено в основу Дорожной карты, но моё личное предложение – раз вы уже погрузились в этот контекст, продолжайте с ним что-то делать. Тогда, в случае повсеместного внедрения искусственного интеллекта, вам будет проще и быстрее подстроиться».
Организаторы и участники мероприятия выразили надежду на реализацию дальнейших шагов в направлении построения ИИ-ориентированного педагогического вуза.
Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий