Новости

С 17 по 21 февраля в г. Чита, Андрей Глухов, руководитель научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка инновационных образовательных практик, провел очные курсы повышения квалификации (далее – КПК) по теме «Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов системы высшего образования» для работников ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» (далее – ЗабГУ).

Пятьдесят преподавателей ЗабГУ прошли обучение в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики, в котором партнёрами являются НОЦ цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка ИОП и Лаборатория инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

В завершение программы КПК участники защитили проекты по интеграции искусственного интеллекта (далее – ИИ) в свою профессиональную деятельность. Аттестация включала не только презентации, но и апробацию уникального веб-приложения на базе ИИ, разработанного при участии специалистов.

В рамках визита состоялись стратегические переговоры между коллегами из ТГПУ и ЗабГУ. Главным итогом стало решение о запуске первого исследовательского этапа проекта по созданию ИИ-интегрированного университета на базе ЗабГУ. Инициатива, предложенная НОЦ цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка ИОП, направлена на внедрение ИИ-решений в образовательные программы, научные исследования и административные процессы.

Андрей Глухов подчеркнул значимость проекта:

«Этот курс — не просто рядовое повышение квалификации, а старт системной работы по внедрению ИИ в высшую школу. Мы рады, что именно ТГПУ выступает одним из ряда методологических центров подобных изменений, объединяя усилия с ведущими университетами страны».

Сотрудничество с ЗабГУ и НИУ ВШЭ открывает новые возможности для создания федеральной сети ИИ-ориентированных университетских практик.

На февральской  сессии экспериментальной площадки Парка инновационных образовательных практик «Изучение восприятия текстового материала с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» рассматривалась проблема  формирование поколения, способного воспринимать информацию с точки зрения позиции гражданина и интерпретировать её обрабатывать ее и формулировать свои мысли важная задания педагогического сообщества.
 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вступают во взаимодействие с текстами совершенно иначе, чем их сверстники.

Были заслушаны результаты  исследовательской деятельности специалистов из 13 учреждений города Томска и  Томской области, на основании чего сделаны выводы, что  восприятие и понимание текстов детьми с ОВЗ значительно осложняется целым рядом факторов: низким уровнем владения фразовой речью, что проявляется в коротких, неполных предложениях и затруднениях в построении сложных синтаксических конструкций; высказывания характеризуются низкой информативностью и фрагментарностью, дети могут описывать лишь отдельные, не всегда ключевые, эпизоды, пропуская важные детали сюжета.


В связи с этим  определены  типологические группы дошкольников и младших школьников с ОВЗ по состоянию восприятия и понимания текстовой информации; выявлены наиболее эффективные приёмы адаптации текстов для детей разной нозологии.


Представлены проекты моделей рабочих листов по развитию восприятия и понимания текстов детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в том числе и  в условиях инклюзивного образования.

Сотрудник Парка ИОП ИРПО принял участие в онлайн-дискуссии о применении искусственного интеллекта в образовании

29 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Одни боты пишут — другие проверяют? Искусственный интеллект и переосмысление оценивания» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные». Организатором выступила российская образовательная платформа «Юрайт», предоставляющая учебный контент и обучающие сервисы для высшего и среднего профессионального образования с 1996 года.

Участником дискуссии от Томского государственного педагогического университета стал Андрей Глухов, руководитель научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании, кандидат философских наук.

В дискуссии приняли участие эксперты из Томского государственного педагогического университета, Тверского государственного университета, Смоленского филиала РАНХиГС, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

В рамках дискуссии были подняты следующие проблемы:

1. этические стандарты использования ИИ в студенческих работах;

2. влияние ИИ на классические задания студентам (эссе, сочинение, реферат, обзор и др.);

3. проверка ВКР на наличие следов генерации ИИ;

4. уязвимость оценивания для «несанкционированного» использования ИИ студентами;

5. ИИ и автоматическая проверка студенческих работ;

6. перспективы оценивания в ближайшие годы.

Андрей Глухов поделился своим опытом, накопленным в том числе в ходе реализации проекта «Зеркальные лаборатории: АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» (совместно с ЛИвО Инобра НИУ ВШЭ): «Мы в Томском государственном педагогическом университете недавно разработали курс, посвященный применению ИИ в образовании. В онлайн-версии курса видеолекции за меня "вычитывает" цифровой аватар, а я в курсе выступаю в качестве контент-мейкера, то есть пишу и адаптирую для него сами произносимые тексты. И это нормальная ситуация (разделение труда по аналогии с поэтом-песенником и исполнителем на эстраде)».

В ходе выступления Андрей Петрович указал на необходимость идти в ногу с развитием технологий: «Нужно оставаться реалистами и понимать, что технологический прогресс нельзя остановить. Придерживаться такой же позиции, как луддиты в XIX веке, "Я против машин" неперспективно».

Он указал на новые вопросы, которые встают перед российским образованием в свете развития нейросетей: «В экосистеме ChatGPT появились программы типа Humanizer (GPT’s), которая «мимикрирует» сгенерированный ИИ текст, добавляя намеренные грамматические, стилистические ошибки, чтобы его таким образом "очеловечить". Возможно ли вообще победить в соревновании ("гонке вооружений") нейросетей и антиплагиата?».

Андрей Петрович предложил также способы решения отдельных проблем: «Важно перенаправить вектор развития оценочных средств в сторону формативного оценивания, то есть постоянно давать поэтапную обратную связь и нацеливаться на постоянный замер прогресса компетенций нашего обучающегося».

Организаторы дискуссии поблагодарили Андрея Глухова за интересное экспертное выступление и выразили надежду на то, что сотрудничество образовательной платформы «Юрайт» и ТГПУ продолжится.

Сотрудники Парка ИОП встретились с магистрантами из серии "Будем знакомы" в рамках празднования Дня российской науки

На встрече из серии "Будем знакомы" магистранты получили рекомендации от проректора по научной работе Елены Полевой и директора Института развития педагогического образования Наталии Семеновой по подготовке и публикации научных статей, по участию в студенческих конкурсах. а так же рассказала про структуру ИРПО и про экспертизу конкурсных работ.

Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик рассказала про возможности сотрудничества ТГПУ с образовательными организациями, представителями которых являются магистранты.

Татьяна  Бахнова, специалист по организации научно-исследовательской работы обучающихся Управления научной поддержки образовательных программ, представила актуальные конкурсы, премии.

Юлия  Кондратец, помощник проректора по НР, в завершении встречи рассказала студентам о студенческом научном объединении, как в него вступить и про инфраструктуру ТГПУ в помощь научной работе студента.

 

 

В Парке ИОП прошли научно-методические семинары для стажировочных площадок НМЦ СПР

11 февраля и 24 января  в ТГПУ состоялись Научно-методические семинары для стажировочных площадок Научно-методического центра СПР Парка ИОП. Мероприятие провела Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик ТГПУ. “В этом году мы планируем проведение еженедельных научно-методических семинаров для поддержки и обмена опытом педагогов стажировочных площадок для решения сложных педагогических случаев.” - комментирует Лариса Куровская. - “Данный формат обогащает опыт каждого участника групповой коммуникации и способствует его профессиональному росту через активный диалог”.

В семинаре 11 февраля приняли участие 8 методистов и старших воспитателей из детских садов № 2, 22, 44, 73, 76 г. Томска, а так же, детский сад «Северный Парк» Томского района. В январе в семинаре приняли участие педагоги Северской гимназии, школы “Эврика-развитие”, Александровской СОШ N1, 73 и 76 детских садов, центров доп. образования “Звёздочка” и “Хобби-центр”.

Главной частью семинаров стало обсуждение волнующих вопросов, где коллеги активно обменялись опытом, задали друг другу вопросы, поделились своим практическим опытом в решении подобных проблем. Формат «вопрос-ответ» позволил глубже проанализировать сложные ситуации, возникающие в работе педагогов в безоценочном формате.

В завершении обоих семинаров коллеги наметили направление в решении текущих задач и обсудили механизмы оптимизации совместной работы с Научно-методическим центром  Парка ИОП ТГПУ.
ъ
 
 
 
 
 
Традиционный семинар А.Г.Сайбединова "Уроки-беседы" прошел для учителей Томской области

5 февраля состоялся ежегодный онлайн семинар "Уроки-беседы" для учителей, работающих по программе Александра Сайбединова. В рамках договора о сотрудничестве между Губернаторским Светленским лицеем ( экспериментальной площадкой Парка инновационных образоывательных практик ИРПО ТГПУ) и учителями Томской области, совместно с МАОУ "Молчановская СОШ №1". Мероприятие было посвящено анализу деятельности и методическому сопровождению образовательного процесса.
Семинар предоставил педагогам уникальную возможность обменяться опытом, обсудить лучшие практики и инновационные подходы к обучению на уроках изобразительного искусства. 
Участники отметили важность и удобство проведения таких мероприятий для профессионального роста и повышения качества образования: "Спасибо за полезную и интересную информацию. Формат онлайн очень удобный, так как мы живем далеко от центра области и  добираться до города не очень удобно. Очень познавательно"  
Полученные знания и навыки помогут педагогам эффективнее поддерживать детей в их развитии и подготовке к успешному будущему.
 
 

Дорогие коллеги! Научные работники, преподаватели, аспиранты и студенты!
 

Поздравляем вас с Днём российской науки!

Научные достижения - это ресурс, который обеспечивает развитие, процветание и технологический суверенитет нашей страны.

Педагоги-исследователи вносят значимый вклад в развитие отечественной педагогической науки и практики!

Парк инновационных образовательных практик желает вдохновения и успехов в реализации научных и профессиональных планов! Пусть ваши исследования приносят значимые результаты, а ваши идеи находят признание и поддержку!

 

Парк ИОП представил план работы нового научно-образовательного центра на 2025 год

06 февраля состоялась презентация плана работы на 2025 год Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО) руководству ТГПУ.
 

НОЦ ЦДИИО был создан в результате реорганизации научно-исследовательской Лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (НИ лаб. КФЦОС ПИОП ТГПУ).

Директор центра Андрей Глухов прокомментировал: «Расширение функций и масштабирование задач стали ключевыми причинами преобразования. Центр объединяет научно-исследовательское, образовательное и проектно-внедренческое направления работы, ориентированные на современные вызовы цифровизации образования».

Образовательное направление

НОЦ ЦДИИО будет заниматься разработкой и реализацией образовательных программ, направленных на развитие цифровой дидактики и применение ИИ в педагогике. В планах центра — создание онлайн-курсов, разработка и реализация программ повышения квалификации по внедрению ИИ в образовательный процесс и научные исследования для педагогов систем общего, дополнительного и высшего образования (в пилотном варианте уже прошли занятия с педагогами систем дополнительного и общего образования, с середины февраля запускаются КПК для педагогов высшей школы - Забайкальского государственного университета). Также предполагается включение в учебные планы подготовки бакалавров и магистрантов ТГПУ образовательного модуля по использованию ИИ, проведение научно-образовательных семинаров, мастер-классов, тренингов по тематике цифровой трансформации для сотрудников и студентов ТГПУ.

Научно-исследовательское направление

В рамках данного направления в проекте «Зеркальных лабораторий»  планируется продолжение сотрудничества с Лабораторией инноваций в образовании (ЛИвО) Института образования НИУ ВШЭ с целью проведения совместных исследований  по тематике  интеграции ИИ в образовательные процессы; третий год данного продолжающегося исследовательского проекта посвящен изучению управленческих аспектов внедрения ИИ в деятельность образовательных организаций и проведению форсайт-исследования, направленных на построение различных сценариев внедрения технологии Ии в российскую систему образования.

Проектно-внедренческое направление

Центр также займется прикладными разработками для цифровизации образовательного процесса, среди которых: создание цифровых платформ и сервисов для тьюторского сопровождения студентов ТГПУ, включая ИИ-агентов, чат-ботов и рекомендательных систем; разработка ассистентов преподавателя, облегчающих генерацию контента, оценку и планирование учебного процесса; создание аналитических систем для вузовской администрации с функциями мониторинга успеваемости студентов и анализа образовательных программ.

Проректор по научной работе Елена Полева, проректор по образовательной деятельности Марина Садиева и директор ИРПО Наталия Семенова высоко оценили планы работы нового научно-образовательного центра.  Он планирует стать важной площадкой для исследований, образовательных инициатив и внедрения передовых цифровых технологий как в образовательную среду ТГПУ, так и за его пределами.

 

Приемы и формы вовлечения родителей в образовательный процесс обсудили на семинаре-практикуме педагоги стажировочных площадок НМЦ Парка ИОП

18 декабря в МАОУ СОШ №4 имени И.С. Черных г. Томска состоялся Практико-ориентированный семинар «Вовлечение родителей в образовательный процесс. Приемы и формы».
 

Образовательное событие было организовано стажировочными площадками Научно-методического центра СПР Парка инновационных образовательных практик ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», МАОУ СОШ №4 имени И.С. Черных г. Томска и МБОУ «Северская гимназия» г. Северск.

В мероприятиях семинара приняли участие педагоги шести образовательных организаций Томска и Северска: детский сад МАДОУ №2, МАОУ СОШ №4 имени А.С.Черных, МАОУ СОШ№40, МБОУ «Северская гимназия» г. Северска, МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г.Томска. а также педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, советники по воспитательной работе, что подтвердило высокий интерес к обсуждаемой теме.

Участников семинара поприветствовала Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик ТГПУ. Ирина Грабцевич, директор МАОУ СОШ №4 рассказала, как сделать так, чтобы родителям было интересно в школе, а Светлана Высоцкая, директор МБОУ «Северская гимназия» поделилась способами вовлечения родителей в жизнь школы.

Особенностью этого семинара стало совместное участие представителей организаций дополнительного и разного уровня общего образования, что позволило создать уникальную платформу для обсуждения практик и методов, способствующих вовлечению родителей в образовательный процесс. Участники особо отметили практическую значимость проведения мастер-классов, так как они позволяют более глубоко познакомиться с приемом или формой работы педагога.

Психологи акцентировали внимание на том, что активное участие родителей способствует укреплению доверительных отношений между родителями и образовательным учреждением, создавая тем самым благоприятные условия для развития ребенка.

На семинаре рассматривались различные приемы и формы взаимодействия, включая организацию мероприятий, создание информационных ресурсов и разработку материалов для работы с родителями. Участники смогли не только обменяться мнениями, но и разработать конкретные планы действий для будущего сотрудничества, что, безусловно, положительно скажется на образовательной среде.

«Все участники семинара, а это педагоги-психологи, воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования и учителя, отметили высокий уровень представленных материалов, они получили много полезной информации для дальнейшей работы как с детьми, так и родительским сообществом. Желаем всем участникам дальнейших успехов в формировании детско-взрослого сообщества образовательных организаций и надеемся на плодотворное сотрудничество в будущем!», – отметила Кира Кручинина, заместитель директора по методической работе МБОУ «Северская гимназия».

Татьяна Литвинова, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №4 имени А.С.Черных: «Мероприятие ценно возможностью обмена опытом педагогов  образовательных организаций. Конференция дала возможность обсуждения  ключевых проблем, связанных с воспитанием и обучением».

СЕРТИФИКАТЫ

 

19 декабря в рамках проекта «Большой университет Томска» (БУТ) были представлены перспективные проекты развития, в работу над которыми активно включились представители Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.

В Национальном исследовательском Томском государственном университете состоялась Стратегическая сессия «Направления научно-технологического развития Большого университета Томска» с участием представителей Администрации Томской области, руководителей научно-исследовательских институтов и вузов Томска. Её главной целью являлось создание модели научно-технологического развития Большого университета через проектную работу в рабочих группах по ключевым тематическим направлениям, включая образование, инженерную биологию, искусственный интеллект, микроэлектронику, атомную энергетику, химическую инженерию, трансфер технологий и др.

Чтобы задать общий вектор предстоящей работы, заместитель Губернатора Томской области по научно-технологическому развитию Людмила Огородова, а также ректоры томских вузов выступили с установочными докладами, в ходе которых были обозначены научно-технические приоритеты развития Российской Федерации и поставлены задачи для проработки в рамках тематических рабочих групп.

От ТГПУ в рабочую группу по трансферу технологий вошла руководитель Парка ИОП Лариса Куровская, а по искусственному интеллекту – заведующий научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Андрей Глухов и научный сотрудник Елена Синогина. Искусственный интеллект – это основное направление работы Зеркальной лаборатории НИУ ВШЭ и ТГПУ (договор о научном сотрудничестве №6.13-1-02/150823-1 20/6)

После проектной работы группы представили свои результаты участникам стратегической сессии.

«Предложенные проектной группой «Искусственный интеллект» базовые положения концепции развития искусственного интеллекта открывает перед образовательными организациями уникальные перспективы, – прокомментировал Андрей Глухов. – Мы создаём не просто учебные модули, а фундамент для системного внедрения ИИ-компетенций в образовательные программы, что позволит нам подготовить специалистов нового уровня. Партнёрство с ведущими технологическими компаниями обеспечит доступ к передовым технологиям и практике. Ключевой вызов — нехватка специалистов и отсутствие правового регулирования в сфере ИИ — мы трансформируем в возможность, формируя собственные стандарты и этические кодексы. Платформа научно-образовательного контента станет центром генерации знаний и сетевого взаимодействия. А результаты работы — от цифровых тьюторов до автоматизированных решений — позволят Большому университету занять лидирующую позицию в развитии образования с использованием ИИ. Уверен, что наше сотрудничество с вузами и технологическим сектором позволит масштабировать проект с регионального на национальный уровень».

«В проектной группе «Трансфер технологий» мы выделили 3 приоритетных направления работы: «Стимулирование НИОКТР», «Механизмы стимулирования внедрения РИД в рыночный оборот» и «Стимулирование совокупного объема выручки организаций МСП, аффилированных с организациями БУТ». – комментирует Лариса Куровская. ­– Оценка эффективности работы вузов и НИИ включает, в том числе, показатели по коммерциализации НИОКТР. При этом всем известно, что инновационные разработки требуют государственной поддержки, создания благоприятных условий – это налоговые льготы, предоставление субсидий и грантов и др. В этом плане отлично себя зарекомендовали ФЦПИР 1.2, 1.3 и 1.4 и проекты, реализуемые в рамках ПП 218. Они были направлены на совместную работу университетов, институтов РАН и промышленных партнеров, начиная от проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ, заканчивая внедрением новых технологий и материалов в промышленное производство. Наша группа, в частности, предложила выйти с предложением возобновить эти механизмы поддержки НИОКТР».

 

  1. Совместная презентация исследований в рамках зеркальных лабораторий на научной конференции ТГПУ
  2. Субъектность в условиях цифрового мира обсудили на Всероссийской конференции
  3. Анонс мероприятий на декабрь
  4. Подведены итоги Всероссийского Фестиваля лучших практик по работе с детьми ОВЗ и инвалидностью «Вместе в будущее» с международным участием
  5. Мастер-класс от Научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка «Искусственный интеллект в образовании: Новые возможности для тьюторов».
  6. I Всероссийский фестиваль «Тьюторство Сибири»
  7. Сотрудники Парка выступили с докладами на V Международной научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании»
  8. В МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска состоялся Семинар-практикум «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи»
  9. Итоги проведения круглого стола «Преобразование образования»": Генерация и реализация цифровых инициатив в вузе
  10. Губернаторский Светленский лицей с визитом посетил Александр Асмолов

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск