29 октября 2025 года в Гимназии №55 г. Томска состоялась фокус-группа с молодыми педагогами на тему «Исследование системы наставничества и адаптации молодых педагогов». Мероприятие прошло в рамках грантового проекта РНФ под руководством директора Центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка ИОП ИРПО Андрея Петровича Глухова и учителя истории и обществознания Гимназии №55 Назара Юрьевича Васюка.
Обсуждение началось с личного опыта. Молодые педагоги делились историями о самых неожиданных и сложных вызовах, с которыми они столкнулись в первые месяцы работы. Помимо ожидаемых трудностей с дисциплиной в классе, участники отметили высокую административную нагрузку: документооборот, отчетность и жесткие дедлайны стали для многих неожиданным стрессом. Особое внимание было уделено психологическим аспектам адаптации: работе с родителями, общению с коллективом, синдрому самозванца и профессиональному выгоранию. Стало ясно, что для успешного вхождения в профессию молодым специалистам зачастую не хватает не только методической поддержки, но и простого человеческого участия, эмоциональной поддержки и четкой информации о внутренних процессах в школе.
Второй блок дискуссии был посвящен оценке существующей системы наставничества. Участники рассказали о своем опыте взаимодействия с наставниками, отметив как бесценную помощь в решении конфликтов и подготовке документов, так и области для улучшения — такие как более структурированный подход, больше времени на общение и специальное обучение для самих наставников.
В ходе живого общения был составлен коллективный портрет идеального наставника: это профессионал с большим опытом, но при этом эмпатичный, доступный и терпеливый коллега, готовый поддержать не только профессионально, но и лично.
Инновационной темой стало обсуждение «реверсивного наставничества» — концепции, при которой молодой педагог может делиться со старшим коллегой знаниями в области цифровых технологий или новых образовательных трендов. Идея была встречена с интересом, хотя участники и признали потенциальные организационные и психологические барьеры на пути ее внедрения.
Отдельно обсудили потенциал искусственного интеллекта для помощи учителям. О возможностях инструментов генеративных сетей рассказал Глухов Андрей Петрович. Участниками фокус группы было отмечено, что ИИ-помощник (чат-бот, генератор уроков) мог бы взять на себя рутинные задачи, но заменить живого наставника в вопросах эмоциональной поддержки и решения нестандартных ситуаций технология не способна.
В итоге участники предложили создать гибридную модель поддержки, сочетающую сильные стороны живого наставничества и технологий ИИ.
Проведенная фокус-группа стала важным шагом в понимании реальных потребностей молодых специалистов и заложила основу для разработки конкретных рекомендаций по модернизации системы наставничества в школах.
*Проект реализуется в рамках исследования, выполняемого за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-20220 (https://rscf.ru/project/25-128-20220/) и гранта в форме субсидии, выделяемого Департаментом по научно-технологическому развитию и инновационной деятельности Томской области (Соглашение №02/2/2025).

