24 апреля 2025 года в дистанционной среде bbb.tspu.ru состоялся проблемно-методический семинар «Современные подходы к обучению Основам безопасности и защиты Родины: технологии и педагогические модели». В мероприятии приняли участие 19 специалистов, включая докторов и кандидатов наук, педагогов и студентов из разных регионов России.
Целью семинара стало выявление ключевых проблем в обучении основам безопасности и защиты Родины и выработка практических рекомендаций для совершенствования методики преподавания учебного предмета ОБЗР.
Приветственным словом семинар открыл модератор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ Елена Станиславовна Синогина. Она обозначила проблемное поле обсуждения и подчеркнула важность развития практико-ориентированного подхода в обучении школьников.
В рамках установочной части были заслушаны доклады ведущих специалистов:
- Е.С. Синогина представила результаты первых этапов внедрения предмета в школьную практику и запросы педагогов;
- Е.Ю. Горбаткова (БГПУ им. М. Акмуллы) рассказала о профессиональной подготовке будущих учителей в области ОБЗР;
- Е.А. Полева (ТГПУ) сделала акцент на современных книгах для детей о безопасном поведении;
- А.П. Глухов и К.А. Никифоров (ТГПУ) продемонстрировали возможности использования цифровых симуляторов и технологий VR/AR в обучении безопасности;
- Р.Р. Ахмеджанов (ТГПУ) осветил вопросы обучения навыкам первой помощи в рамках предмета;
- Т.В. Галаган и И.В. Быстрицкая (МАОУ гимназия №13, г. Томск) поделились опытом внеурочной работы по воспитанию патриотизма, гражданской ответственности и готовности к военной службе и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- К.Ю. Кручинина (МБОУ «Северская гимназия») представила позитивный опыт реализации предмета в школе и существующие проблемы;
- С.В. Колмаков (МАОУ СОШ №28, г. Томск) проанализировал эффективность подготовки учащихся к всероссийским олимпиадам по ОБЗР.
Особый интерес участников вызвали доклады, посвящённые практическим аспектам обучения и цифровым инновациям.
Дискуссионная часть семинара включала:
- практические кейсы от педагогов,
- открытые обсуждения острых вопросов преподавания,
- конструктивные полемики по методическим, техническим и мотивационным проблемам.
Так, в ходе обсуждения современных книг для детей о безопасном поведении поднимались вопросы критериев отбора литературы, её соответствия возрастным особенностям детей и полноты отражения реальных жизненных ситуаций.
В результате обсуждения были сформулированы рекомендации:
- разработка единого федерального учебно-методического комплекса по всем модулям ОБЗР с усилением практической направленности;
- оснащение школ базовыми тренажёрами и внедрение технологий VR/AR в образовательный процесс;
- реформирование курсов повышения квалификации педагогов с акцентом на практическую подготовку;
- интеграция в занятия реалистичных кейсов, игровых форматов и проведение всероссийских конкурсов по тематике безопасности.
Семинар завершился подведением итогов и утверждением проекта резолюции.
Организаторы выражают благодарность всем участникам за активную работу и вклад в развитие преподавания основ безопасности и защиты Родины.