- Просмотров: 171
"Ответы на вечные вопросы образования и воспитания" от Александра Сайбединова в новом номере "Учительской газеты"

Всего в РНФ поступило более 2000 заявок. По итогам двух региональных конкурсов поддержан 481 проект. Пять проектов на конкурсы представил ТГПУ. Из них поддержку фонда получила инициатива «Исследование использования искусственного интеллекта в образовательной среде: чат-боты и интеллектуальные агенты как инструменты педагогической поддержки» Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта Парка ИОП ИРПО (руководитель Андрей Глухов), направленная на конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».
Проект предполагает разработку региональной модели интеграции технологий искусственного интеллекта в систему общего и среднего профессионального образования Томской области. В команду вошли:
Исследователи планируют создать чат-боты и ИИ-агенты, которые помогут автоматизировать рутинные задачи педагогов, персонализировать обучение и обеспечить равный доступ к качественному образованию, в том числе в сельских школах.
«Наша цель – усилить возможности педагогов, – говорит А.П. Глухов. – Чат-боты возьмут на себя проверку заданий, анализ успеваемости и формирование рекомендаций, а учителя смогут уделить больше времени творческим аспектам работы. Для Томской области это особенно актуально: мы объединим научный потенциал региона с практическими задачами образования».
На подготовительном этапе, который продлится в течение 2025 года, планируются анализ текущих образовательных моделей и инфраструктуры школ Томской области, разработка прототипов чат-ботов для проверки заданий и анализа успеваемости, обучение педагогов работе с ИИ-инструментами.
В 2026 году, на этапе внедрения и апробации, пройдет пилотное тестирование ИИ-агентов в 10 школах и колледжах г. Томска и сельских районов Томской области. Будут созданы цифровые аватары для поддержки учеников с особыми образовательными потребностями, сформированы рекомендации для масштабирования модели.
Проект продолжает исследования, начатые в рамках гранта РНФ «Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг» (2022–2023 гг.), где разрабатывались методы оценки цифровых компетенций обучающихся, и программы «Зеркальные лаборатории» с НИУ ВШЭ (2023–2025 гг.), посвященной трансформации образования через ИИ.
Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в Практико-ориентированном семинаре «Решение сложных случаев при взаимодействии педагогов с родителями обучающихся» (далее – Семинар).
Дата и время проведения: 29 марта 2025 г. с 10:00 до 14:00.
Место проведения: г. Томск ул. Белинского, 65, МАДОУ № 2 г. Томска.
Работа Семинара будет проходить в очном формате.
Цель Семинара: обмен опытом, поиск новых продуктивных практик в решении сложных случаев при взаимодействии педагогов с родителями обучающихся разных возрастных групп.
Формы организации работы на Семинаре: мастер-классы, разборы кейсов.
Условия участия в Семинаре:
Спикеры – педагоги организаций, имеющих статус стажировочной площадки НМЦ ТГПУ. Для участия в Семинаре в качестве спикера необходимо в срок до 20 марта 2025 г. пройти регистрацию по ссылке https://forms.yandex.ru/u/67c81ae9f47e7326f282ce16/
Слушатели из любых образовательных организаций: воспитатели ДОО, школьные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды, представители образовательных организаций, студенты педагогических специальностей, все заинтересованные в обсуждении актуальных вопросов и решении сложных случаев при взаимодействии педагогов с родителями обучающихся разных возрастных групп. Для участия в качестве слушателя необходимо в срок до 26 марта 2025 г. пройти регистрацию по ссылке https://forms.yandex.ru/u/67c81ba4e010db2fb234f566/. Количество мест ограничено.
Целью фестиваля-конкурса является выявление и тиражирование успешных современных образовательных практик.
К участию приглашаются руководители и педагогические работники организаций дополнительного, общего, дошкольного, среднего профессионального и высшего образования, обучающиеся педагогических направлений подготовки.
Пятьдесят преподавателей ЗабГУ прошли обучение в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики, в котором партнёрами являются НОЦ цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка ИОП и Лаборатория инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
В завершение программы КПК участники защитили проекты по интеграции искусственного интеллекта (далее – ИИ) в свою профессиональную деятельность. Аттестация включала не только презентации, но и апробацию уникального веб-приложения на базе ИИ, разработанного при участии специалистов.
В рамках визита состоялись стратегические переговоры между коллегами из ТГПУ и ЗабГУ. Главным итогом стало решение о запуске первого исследовательского этапа проекта по созданию ИИ-интегрированного университета на базе ЗабГУ. Инициатива, предложенная НОЦ цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка ИОП, направлена на внедрение ИИ-решений в образовательные программы, научные исследования и административные процессы.
Андрей Глухов подчеркнул значимость проекта:
«Этот курс — не просто рядовое повышение квалификации, а старт системной работы по внедрению ИИ в высшую школу. Мы рады, что именно ТГПУ выступает одним из ряда методологических центров подобных изменений, объединяя усилия с ведущими университетами страны».
Сотрудничество с ЗабГУ и НИУ ВШЭ открывает новые возможности для создания федеральной сети ИИ-ориентированных университетских практик.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вступают во взаимодействие с текстами совершенно иначе, чем их сверстники.
Были заслушаны результаты исследовательской деятельности специалистов из 13 учреждений города Томска и Томской области, на основании чего сделаны выводы, что восприятие и понимание текстов детьми с ОВЗ значительно осложняется целым рядом факторов: низким уровнем владения фразовой речью, что проявляется в коротких, неполных предложениях и затруднениях в построении сложных синтаксических конструкций; высказывания характеризуются низкой информативностью и фрагментарностью, дети могут описывать лишь отдельные, не всегда ключевые, эпизоды, пропуская важные детали сюжета.
В связи с этим определены типологические группы дошкольников и младших школьников с ОВЗ по состоянию восприятия и понимания текстовой информации; выявлены наиболее эффективные приёмы адаптации текстов для детей разной нозологии.
Представлены проекты моделей рабочих листов по развитию восприятия и понимания текстов детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в том числе и в условиях инклюзивного образования.
29 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Одни боты пишут — другие проверяют? Искусственный интеллект и переосмысление оценивания» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные». Организатором выступила российская образовательная платформа «Юрайт», предоставляющая учебный контент и обучающие сервисы для высшего и среднего профессионального образования с 1996 года.
Участником дискуссии от Томского государственного педагогического университета стал Андрей Глухов, руководитель научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании, кандидат философских наук.
В дискуссии приняли участие эксперты из Томского государственного педагогического университета, Тверского государственного университета, Смоленского филиала РАНХиГС, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
В рамках дискуссии были подняты следующие проблемы:
1. этические стандарты использования ИИ в студенческих работах;
2. влияние ИИ на классические задания студентам (эссе, сочинение, реферат, обзор и др.);
3. проверка ВКР на наличие следов генерации ИИ;
4. уязвимость оценивания для «несанкционированного» использования ИИ студентами;
5. ИИ и автоматическая проверка студенческих работ;
6. перспективы оценивания в ближайшие годы.
Андрей Глухов поделился своим опытом, накопленным в том числе в ходе реализации проекта «Зеркальные лаборатории: АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» (совместно с ЛИвО Инобра НИУ ВШЭ): «Мы в Томском государственном педагогическом университете недавно разработали курс, посвященный применению ИИ в образовании. В онлайн-версии курса видеолекции за меня "вычитывает" цифровой аватар, а я в курсе выступаю в качестве контент-мейкера, то есть пишу и адаптирую для него сами произносимые тексты. И это нормальная ситуация (разделение труда по аналогии с поэтом-песенником и исполнителем на эстраде)».
В ходе выступления Андрей Петрович указал на необходимость идти в ногу с развитием технологий: «Нужно оставаться реалистами и понимать, что технологический прогресс нельзя остановить. Придерживаться такой же позиции, как луддиты в XIX веке, "Я против машин" неперспективно».
Он указал на новые вопросы, которые встают перед российским образованием в свете развития нейросетей: «В экосистеме ChatGPT появились программы типа Humanizer (GPT’s), которая «мимикрирует» сгенерированный ИИ текст, добавляя намеренные грамматические, стилистические ошибки, чтобы его таким образом "очеловечить". Возможно ли вообще победить в соревновании ("гонке вооружений") нейросетей и антиплагиата?».
Андрей Петрович предложил также способы решения отдельных проблем: «Важно перенаправить вектор развития оценочных средств в сторону формативного оценивания, то есть постоянно давать поэтапную обратную связь и нацеливаться на постоянный замер прогресса компетенций нашего обучающегося».
Организаторы дискуссии поблагодарили Андрея Глухова за интересное экспертное выступление и выразили надежду на то, что сотрудничество образовательной платформы «Юрайт» и ТГПУ продолжится.
Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий