Новости

Александр Сайбединов в новом номере "Учительской газеты":

Основные темы и герои номера:
▶️ Александр Сайбединов, Народный учитель Российской Федерации, директор Губернаторского Светленского лицея (г. Томск) в философском эссе «Не допустить эпохи атавизма знаний» находит свои собственные ответы на вечные вопросы образования и воспитания.
▶️ В Крыму прошел Второй форум Всероссийского сообщества наставников-просветителей. Событие комментируют его участники - Михаил Клочихин, Александр Оджо, Екатерина Тихонова, Лилия Казанцева и другие. 
▶️ Владимир Желонкин назначен заместителем Министра просвещения РФ. Публикуем эксклюзивные поздравления коллег.
▶️ MМСО.EXPO-2025. Основные события, идеи и смыслы Салона глазами директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Сергея Косарецкого.
▶️ В московкой школе «Снегири» пройдет ярмарка вакансий для педагогов «Выбор учителя». О проекте рассказывает заместитель директора школы Екатерина Родионова. 
▶️ У известного адвоката, члена Управляющего совета школы №1409 (г. Москва) Рубена Маркарьяна в издательстве «Просвещение» выходит пособие «Кто прав? Кто виноват? Уроки жизни на уроках права». Об уникальном курсе для юридического профиля рассказывает его автор. 
▶️ Особый мир сибирской деревни. Участник проекта «Земский учитель» Оксана Гордеева продолжает делиться опытом. 
▶️ 2025-й год объявлен в системе образования Калужской области Годом Народного учителя РФ Александра Иванова (1925-2009). Ведущий специалист Министерства образования и науки Калужского края Михаил Морозов о сохранении памяти уникального педагога. 
▶️ В «Орленке» прошла тематическая смена Музея Победы. Куратор историко-просветительских смен «Школьного Музея Победы» Наталья Хафизова делится тем, как это было. 
▶️ Литературовед, главный редактор интернет-портала «Литературная Россия» Вячеслав Огрызко рассказывает об истории генерал-лейтенанта Хаджи-Умара Мамсурова, с которого Хэмингуэй писал ключевого персонажа знаменитого романа «По ком звонит колокол» .
▶️ Живая легенда отечественной литературы, ведущий программы «Игра в бисер» на телеканале «Культура» Игорь Волгин о природе таланта и вышедшем сборнике стихов «Прикосновенный запас».
Подписаться на печатную версию «Учительской газеты» с любого месяца можно на сайте «Почты России».
 
 

Студенты ТГПУобучающиеся по направлениям “Педагогическое образование: Технология и Безопасность жизнедеятельности” и “Профессиональное обучение: Декоративно-прикладное искусство и дизайн”, посетили Губернаторский Светленский лицей (экспериментальную площадку Парка ИОП ИРПО) с ознакомительной экскурсией.
В ходе визита студенты получили уникальную возможность погрузиться в атмосферу современного образовательного учреждения. Программа посещения включала детальный осмотр и знакомство с работой научных лабораторий экспериментальной площадки Парка ИОП ИРПО, где познакомились с новейшим оборудованием и узнали о проводимых исследованиях.
Особое внимание было уделено карьерному потенциалу: представители администрации лицея подробно рассказали о перспективах трудоустройства, социальных гарантиях и дополнительных преимуществах, которые получают педагоги учебного заведения. Студентам представили полную информацию о льготах, условиях работы и возможностях профессионального роста.
Встреча стала важным шагом в выстраивании партнерских отношений между вузом и лицеем, а также помогла будущим специалистам лучше понять специфику работы в современном образовательном учреждении. Многие студенты проявили живой интерес к возможностям трудоустройства и выразили желание начать свою педагогическую деятельность именно в Губернаторском Светленском лицее.
Подобные мероприятия способствуют укреплению связей между образовательными организациями и помогают студентам сделать осознанный выбор места будущей работы.
 
 
 
 

Российский научный фонд подвел итоги двух региональных конкурсов: проектов отдельных научных групп и малых отдельных научных групп. В число победителей вошел проект Томского государственного педагогического университета.
 

Всего в РНФ поступило более 2000 заявок. По итогам двух региональных конкурсов поддержан 481 проект. Пять проектов на конкурсы представил ТГПУ. Из них поддержку фонда получила инициатива «Исследование использования искусственного интеллекта в образовательной среде: чат-боты и интеллектуальные агенты как инструменты педагогической поддержки» Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта Парка ИОП ИРПО (руководитель Андрей Глухов), направленная на конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Проект предполагает разработку региональной модели интеграции технологий искусственного интеллекта в систему общего и среднего профессионального образования Томской области. В команду вошли:

  • Андрей Глухов (руководитель), руководитель Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании (НОЦ ЦДИИО), доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ;
  • Елена Синогина, старший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ ТГПУ;
  • Игорь Яковлев, аспирант, преподаватель кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ;
  • Михаил Патраков, младший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО.

Исследователи планируют создать чат-боты и ИИ-агенты, которые помогут автоматизировать рутинные задачи педагогов, персонализировать обучение и обеспечить равный доступ к качественному образованию, в том числе в сельских школах.

«Наша цель – усилить возможности педагогов, – говорит А.П. Глухов. – Чат-боты возьмут на себя проверку заданий, анализ успеваемости и формирование рекомендаций, а учителя смогут уделить больше времени творческим аспектам работы. Для Томской области это особенно актуально: мы объединим научный потенциал региона с практическими задачами образования».

На подготовительном этапе, который продлится в течение 2025 года, планируются анализ текущих образовательных моделей и инфраструктуры школ Томской области, разработка прототипов чат-ботов для проверки заданий и анализа успеваемости, обучение педагогов работе с ИИ-инструментами.

В 2026 году, на этапе внедрения и апробации, пройдет пилотное тестирование ИИ-агентов в 10 школах и колледжах г. Томска и сельских районов Томской области. Будут созданы цифровые аватары для поддержки учеников с особыми образовательными потребностями, сформированы рекомендации для масштабирования модели.

Проект продолжает исследования, начатые в рамках гранта РНФ «Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг» (2022–2023 гг.), где разрабатывались методы оценки цифровых компетенций обучающихся, и программы «Зеркальные лаборатории» с НИУ ВШЭ (2023–2025 гг.), посвященной трансформации образования через ИИ.

 

 Знакомство руководителей учреждений образования Республики Татарстан с концепцией эмоционального образования

5–6 марта в Губернаторском Светленском лицее (экспериментальной площадке Парка инновационных образоывательных практик ИРПО ТГПУ)  состоялся научно-практический семинар для руководителей образовательных учреждений Республики Татарстан.
 
Целью работы семинара было знакомство руководителей учреждений образования Республики Татарстан с концепцией эмоционального образования и создание условий для изучения, распространения и внедрения в систему общего образования принципиально новой модели современной школы.
 
Мероприятие стало возможным по инициативе и благодаря поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан.
 
Делегации из различных уголков республики — Казани, Зеленодольска, Новошешминска, Лениногорска, Набережных Челнов, Елабуги, Чистополя, Кукмора и других городов — приняли активное участие в работе семинара. Руководителем делегации выступила Лейсан Эмитовна Мингалиева, директор Центра оценки профессионального мастерства работников образования Минобрнауки Республики Татарстан.
 
Участие в семинаре дало возможность не только познакомиться с новым опытом, но и установить новые профессиональные контакты. Более того, результатом встречи стало подписание двадцати одного соглашения о сотрудничестве, что подтверждает намерение конкретных учреждений образования активно внедрять концепцию эмоционального образования в свою практику. Творческое и педагогическое сближение представителей двух интенсивно развивающихся систем образования регионов, это Томской области, в лице Губернаторского Светленского лицея и лицеев и гимназий республики Татарстан, это реальный потенциал и импульс в процессах развития российской системы образования.
 
 
 
 

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в Практико-ориентированном семинаре «Решение сложных случаев при взаимодействии педагогов с родителями обучающихся» (далее – Семинар).

Дата и время проведения: 29 марта 2025 г. с 10:00 до 14:00.

Место проведения: г. Томск ул. Белинского, 65, МАДОУ № 2 г. Томска.

Работа Семинара будет проходить в очном формате.

Цель Семинара: обмен опытом, поиск новых продуктивных практик в решении сложных случаев при взаимодействии педагогов с родителями обучающихся разных возрастных групп.

Формы организации работы на Семинаре: мастер-классы, разборы кейсов.

Условия участия в Семинаре:

Спикеры – педагоги организаций, имеющих статус стажировочной площадки НМЦ ТГПУ. Для участия в Семинаре в качестве спикера необходимо в срок до 20 марта 2025 г. пройти регистрацию по ссылке https://forms.yandex.ru/u/67c81ae9f47e7326f282ce16/

Слушатели из любых образовательных организаций: воспитатели ДОО, школьные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды, представители образовательных организаций, студенты педагогических специальностей, все заинтересованные в обсуждении актуальных вопросов и решении сложных случаев при взаимодействии педагогов с родителями обучающихся разных возрастных групп. Для участия в качестве слушателя необходимо в срок до 26 марта 2025 г. пройти регистрацию по ссылке https://forms.yandex.ru/u/67c81ba4e010db2fb234f566/. Количество мест ограничено.

Информационное письмо

 

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 112 от 3.03.2025 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
 
Государственную награду заведующему лабораторией Эмоционального образования Парка ИОП ИРПО,  директору Губернаторского Светленского лицея присвоили за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу.
 От всей души поздравляем и гордимся!
 
 
 
 

1 марта 2025 года начинается прием работ на XII Всероссийский фестиваль-конкурс образовательных практик «Инновационные педагогические практики в образовании», организуемый Парком инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ и МАОУ «Томский хобби-центр».

Целью фестиваля-конкурса является выявление и тиражирование успешных современных образовательных практик.

К участию приглашаются руководители и педагогические работники организаций дополнительного, общего, дошкольного, среднего профессионального и высшего образования, обучающиеся педагогических направлений подготовки.

Номинации 2025 года:
• Родительское сообщество: вовлечение в образовательный процесс.
• Освоение обновленной образовательной среды (зон и пространств детских инициатив для различных видов деятельности).
• Арт-практики в образовании (медиа, театры, музеи и др.).
• Инклюзивная среда: интеграция инокультурных обучающихся.
• Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в разных возрастных группах.
• Управление человеческими ресурсами: эффективные решения (мотивация, корпоративная культура, создание кадрового ресурса).
 
Заявки на Фестиваль – конкурс принимаются до 23 марта 2025 г. Итоговое мероприятие состоится 11 апреля 2025 г по адресу ул. Герцена,66 Научная библиотека ТГПУ. 
 
Подробная информация в Положении
 
 
 
 
 
 

С 17 по 21 февраля в г. Чита, Андрей Глухов, руководитель научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка инновационных образовательных практик, провел очные курсы повышения квалификации (далее – КПК) по теме «Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов системы высшего образования» для работников ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» (далее – ЗабГУ).

Пятьдесят преподавателей ЗабГУ прошли обучение в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики, в котором партнёрами являются НОЦ цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка ИОП и Лаборатория инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

В завершение программы КПК участники защитили проекты по интеграции искусственного интеллекта (далее – ИИ) в свою профессиональную деятельность. Аттестация включала не только презентации, но и апробацию уникального веб-приложения на базе ИИ, разработанного при участии специалистов.

В рамках визита состоялись стратегические переговоры между коллегами из ТГПУ и ЗабГУ. Главным итогом стало решение о запуске первого исследовательского этапа проекта по созданию ИИ-интегрированного университета на базе ЗабГУ. Инициатива, предложенная НОЦ цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Парка ИОП, направлена на внедрение ИИ-решений в образовательные программы, научные исследования и административные процессы.

Андрей Глухов подчеркнул значимость проекта:

«Этот курс — не просто рядовое повышение квалификации, а старт системной работы по внедрению ИИ в высшую школу. Мы рады, что именно ТГПУ выступает одним из ряда методологических центров подобных изменений, объединяя усилия с ведущими университетами страны».

Сотрудничество с ЗабГУ и НИУ ВШЭ открывает новые возможности для создания федеральной сети ИИ-ориентированных университетских практик.

На февральской  сессии экспериментальной площадки Парка инновационных образовательных практик «Изучение восприятия текстового материала с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» рассматривалась проблема  формирование поколения, способного воспринимать информацию с точки зрения позиции гражданина и интерпретировать её обрабатывать ее и формулировать свои мысли важная задания педагогического сообщества.
 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вступают во взаимодействие с текстами совершенно иначе, чем их сверстники.

Были заслушаны результаты  исследовательской деятельности специалистов из 13 учреждений города Томска и  Томской области, на основании чего сделаны выводы, что  восприятие и понимание текстов детьми с ОВЗ значительно осложняется целым рядом факторов: низким уровнем владения фразовой речью, что проявляется в коротких, неполных предложениях и затруднениях в построении сложных синтаксических конструкций; высказывания характеризуются низкой информативностью и фрагментарностью, дети могут описывать лишь отдельные, не всегда ключевые, эпизоды, пропуская важные детали сюжета.


В связи с этим  определены  типологические группы дошкольников и младших школьников с ОВЗ по состоянию восприятия и понимания текстовой информации; выявлены наиболее эффективные приёмы адаптации текстов для детей разной нозологии.


Представлены проекты моделей рабочих листов по развитию восприятия и понимания текстов детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в том числе и  в условиях инклюзивного образования.

Сотрудник Парка ИОП ИРПО принял участие в онлайн-дискуссии о применении искусственного интеллекта в образовании

29 января в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Одни боты пишут — другие проверяют? Искусственный интеллект и переосмысление оценивания» в рамках XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные». Организатором выступила российская образовательная платформа «Юрайт», предоставляющая учебный контент и обучающие сервисы для высшего и среднего профессионального образования с 1996 года.

Участником дискуссии от Томского государственного педагогического университета стал Андрей Глухов, руководитель научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании, кандидат философских наук.

В дискуссии приняли участие эксперты из Томского государственного педагогического университета, Тверского государственного университета, Смоленского филиала РАНХиГС, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

В рамках дискуссии были подняты следующие проблемы:

1. этические стандарты использования ИИ в студенческих работах;

2. влияние ИИ на классические задания студентам (эссе, сочинение, реферат, обзор и др.);

3. проверка ВКР на наличие следов генерации ИИ;

4. уязвимость оценивания для «несанкционированного» использования ИИ студентами;

5. ИИ и автоматическая проверка студенческих работ;

6. перспективы оценивания в ближайшие годы.

Андрей Глухов поделился своим опытом, накопленным в том числе в ходе реализации проекта «Зеркальные лаборатории: АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» (совместно с ЛИвО Инобра НИУ ВШЭ): «Мы в Томском государственном педагогическом университете недавно разработали курс, посвященный применению ИИ в образовании. В онлайн-версии курса видеолекции за меня "вычитывает" цифровой аватар, а я в курсе выступаю в качестве контент-мейкера, то есть пишу и адаптирую для него сами произносимые тексты. И это нормальная ситуация (разделение труда по аналогии с поэтом-песенником и исполнителем на эстраде)».

В ходе выступления Андрей Петрович указал на необходимость идти в ногу с развитием технологий: «Нужно оставаться реалистами и понимать, что технологический прогресс нельзя остановить. Придерживаться такой же позиции, как луддиты в XIX веке, "Я против машин" неперспективно».

Он указал на новые вопросы, которые встают перед российским образованием в свете развития нейросетей: «В экосистеме ChatGPT появились программы типа Humanizer (GPT’s), которая «мимикрирует» сгенерированный ИИ текст, добавляя намеренные грамматические, стилистические ошибки, чтобы его таким образом "очеловечить". Возможно ли вообще победить в соревновании ("гонке вооружений") нейросетей и антиплагиата?».

Андрей Петрович предложил также способы решения отдельных проблем: «Важно перенаправить вектор развития оценочных средств в сторону формативного оценивания, то есть постоянно давать поэтапную обратную связь и нацеливаться на постоянный замер прогресса компетенций нашего обучающегося».

Организаторы дискуссии поблагодарили Андрея Глухова за интересное экспертное выступление и выразили надежду на то, что сотрудничество образовательной платформы «Юрайт» и ТГПУ продолжится.

  1. Сотрудники Парка ИОП встретились с магистрантами из серии "Будем знакомы" в рамках празднования Дня российской науки
  2. В Парке ИОП прошли научно-методические семинары для стажировочных площадок НМЦ СПР
  3. Традиционный семинар А.Г.Сайбединова "Уроки-беседы" прошел для учителей Томской области
  4. Поздравляем вас с Днём российской науки!
  5. Парк ИОП представил план работы нового научно-образовательного центра на 2025 год
  6. Приемы и формы вовлечения родителей в образовательный процесс обсудили на семинаре-практикуме педагоги стажировочных площадок НМЦ Парка ИОП
  7. Сотрудники Парка ИОП приняли участие в стратегической сессии Большого университета Томска
  8. Совместная презентация исследований в рамках зеркальных лабораторий на научной конференции ТГПУ
  9. Субъектность в условиях цифрового мира обсудили на Всероссийской конференции
  10. Анонс мероприятий на декабрь

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск