Новости

В рамках межрегиональной стажировки «Муниципальное управление: механизмы повышения качества образования» руководители отделов и управлений образования исполнительных комитетов муниципальных образований из городов и районов Республики Татарстан посетили Губернаторский Светленский лицей (экспериментальная площадка Парка ИОП).

Гости познакомились с концепцией Эмоционального образования, пообщались с учащимися и педагогическим коллективом, а также посетили творческие мастерские, научно-исследовательские лаборатории и обсудили механизмы повышения качества образования на примере опыта лицея. Были обозначены приоритетные направления работы по улучшению системы образования, а также выработаны практические рекомендации для руководителей образовательных учреждений.

Межрегиональная стажировка «Муниципальное управление: механизмы повышения качества образования» является важным инструментом профессионального роста руководителей образования. Благодаря таким мероприятиям специалисты могут поделиться опытом, узнать новые методы и подходы, которые помогут им совершенствовать работу своих учреждений и улучшать качество образования в своих регионах.

Руководители образования познакомились с процессом проведения исследований, ознакомились с результатами научных работ и проектов, реализуемых в рамках лаборатории Эмоционального образования. Участники стажировки отметили важность внедрения эмоционального образования в учебный процесс.

В ходе обсуждений участники обменялись опытом внедрения эмоционального образования в своих регионах. Были обозначены направления сотрудничества в разработке и реализации инновационных программ и проектов, обозначив межрегиональный вектор развития научно-исследовательской лаборатории Эмоционального образования.
 WhatsApp_Image_2023-10-02_at_12.10.23.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-02_at_12.10.46.jpeg

Что такое престиж профессии? Из чего он складывается, от чего зависит и кто его формирует? Кто заинтересован в том, чтобы профессия учителя была престижной? Зачем и как поднять престиж педагогической профессии?

На эти и другие вопросы отвечали 5 команд из студентов, воспитателей и педагогов в рамках стратегической сессии «Время решать: как поднять престиж педагогической профессии?», которая состоялась 4 октября 2023 года в числе мероприятий Педагогического фестиваля ПедФест.

Ведущая мероприятия, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ и директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Лариса Куровская, рассказала участникам о формате и задачах стратегической сессии.

Эффективность работы групп обеспечила команда модераторов :

▪ кандидат педагогических наук Ольга Лингевич (ИРПО ТГПУ);

▪ кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и музеологии Института искусств и культуры ТГУ, Анна Бокова;

▪ руководитель Центра раннего развития МАОУ «Томский Хобби-центр», педагог дополнительного образования, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАОУ «Томский Хобби-центр», Светлана Шумилова;

▪ методист, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАДОУ №44 г. Томска, Анна Шелкунова;

▪ старший воспитатель, методист, руководитель стажировочной площадки ТГПУ на базе МАДОУ №53 г. Томска, Екатерина Беленкова.

«Для глубокой проработки команды определили пять главных, по их мнению, факторов, влияющих на престиж профессии: государство, финансовый фактор, условия труда, признание, возможность самореализации и карьерного роста. Также прописали трансформационные механизмы внутри каждого фактора, конкретные шаги, необходимые ресурсы, риски и пути их преодоления. Порадовала искренняя вовлеченность участников в процесс работы, готовность вместе проектировать будущее и воплощать намеченные шаги в жизнь», – охарактеризовала уровень командной работы Лариса Куровская.

Участники мероприятия затронули важные вопросы по реструктуризации образовательной системы, дефициту кадров в сфере образования; обсудили актуальность таких профессий как «специалист по работе с родителями» и «педагог-инфлюенсер».

«Стратегическая сессия – очень полезное мероприятие, в ходе которого возможен обмен мнениями между всеми участниками в неформальной обстановке. Опытные коллеги, представители образовательных организаций, руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений делятся своими мнениями со студентами, начинающими педагогами-учителями. Было очень интересно услышать будущих учителей о видении профессии педагога, о будущем коллективе, как они его представляют: отзывчивый, дружный, всегда готов оказать поддержку», – поделилась мнением Екатерина Беленкова, старший воспитатель МАДОУ №53.

Закончилась сессия подведением итогов и награждением подарочными сертификатами.

 WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_1.jpeg
 WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_2.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.44.05_3.jpeg

В рамках педагогического фестиваля ПедФест, проходящего в ТГПУ и реализации совместного проекта зеркальных лабораторий (вместе с лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ), направленного на исследование искусственного интеллекта в образовании, руководитель научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Андрей Глухов провел мастер-класс со студентами ТГПУ и всеми желающими, посвященный вариантам использования генеративных нейросетей на основе ИИ в организации учебного процесса и, шире, в работе педагога.

Слушатели познакомились с общими принципами работы генеративных нейросетей, их типами и программными сервисами. Узнать более подробно, как можно использовать семантические нейросети (в том, числе YandexGPT) для работы с разнообразием и включения всех учеников в образовательный процесс, управления поведением в классе и поддержания дисциплины, развития адаптивных методов обучения и взаимодействия с родителями, а также обеспечения открытой коммуникации.

Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений были представлены отдельные кейсы организации игровой деятельности через разработку игровых сценариев и планирования детского питания с написанием здорового меню на основе запросов к чату GPT. Участники мастер-класса сами генерировали запросы для визуальной нейросети Кандинский 2.2. с целью создания иллюстраций к русским пословицам и поговоркам.

В заключение, слушателям был презентован онлайн-курс «Кибербезопасность детей и подростков», снятый с цифровыми двойниками преподавателей-разработчиков курса (членов лаборатории КФЦОС). Проведенный мастер-класс заставил задуматься слушателей о коллаборации учителя с искусственным интеллектом, будущем педагогической профессии и вариантах использования искусственного для формирования естественного интеллекта обучающихся.

Данное научно-исследовательское и презентационное мероприятие реализовано в рамках совместного партнерского проекта зеркальных лабораторий (Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ и Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ) "AI в образовании (AIED): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации" (Соглашение о научном сотрудничестве № 6.13.1. -02/150823-1 20/06 от 15.08.2023), посвященного исследованию использования технологий искусственного интеллекта в образовании.

ИИ_в_образовании.jpg

Уважаемые коллеги, поздравляем Вас с днём учителя и желаем успехов. Пусть работа приносит плоды и удовольствие, а новые задачи вдохновляют!
 
WhatsApp_Image_2023-10-13_at_16.45.16.jpeg

3 октября 2023 года Парк инновационных образовательных практик и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ организавали и провели проектный семинар «Упаковка инновационных образовательных практик» для педагогов образовательных организаций.

Ведущей выступила Лариса Куровская, канд. биол. наук, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования ТГПУ, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ.

Для участия в семинаре были приглашены педагоги дополнительного, общего и дошкольного образования. На семинаре участникам рассказали, что такое инновации, чем они отличаются от других понятий. Рассказали о том, что является результатом инновационного проекта и для кого он создаётся. А также познакомили участников со спецификой упаковки инновационных образовательных практик.

«У многих педагогов есть свои проекты, но не все видят их уникальность, умеют преподнести это как инновационный проект, т.е. содержательно, с чёткой подсветкой того, что уникально, что имеет научную обоснованность и практическую значимость, – говорит Лариса Куровская. – Сегодня мы с педагогами будем учиться «высвечивать» инновационность и уникальность их проектов».

Участники представили свои идеи и проекты, обсудили возможности их реализации. С помощью представленной методики «упаковки» участники смогли структурировать свои идеи для представления в сети интернет и на выставках.

 WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.12_1.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.12.jpeg
 WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.11.jpeg  WhatsApp_Image_2023-10-04_at_14.06.10.jpeg

28 сентября 2023 года сотрудники ТГПУ в рамках национального проекта «Образование» посетили экскурсионную программу «Деятельность центров»: «Точка роста», «Доброшкола» и «IТ-куб», познакомившись с инновационными пространствами города.
Педагоги факультетов и работники Отдела планирования и организации учебного процесса узнали о работе Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в СОШ №22, познакомились с практиками, реализуемыми в рамках проекта «Доброшкола» в МБОУ ООШ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья №39, и побывали в Центре цифрового образования детей «IT-Cube» в МАОУ «Томский Хобби-центр».
В ходе общения с педагогами и учениками образовательных организаций представители ТГПУ смогли не только зафиксировать успешные практики, но и сгенерировать идеи возможного сотрудничества. Сотрудники ТГПУ увидели возможности расширения потенциала Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина, а также необычного задействования других структур вуза.
 
WhatsApp_Image_2023-09-28_at_15.26.26.jpegWhatsApp_Image_2023-09-28_at_16.39.06.jpeg

20 сентября 2023 года на площадке Технопарка ТГПУ прошло второе заседание регионального научно-методического объединения (РУМО). Была представлена презентация лучших практик организации, работы с образовательными организациями, педагогическими работниками и управленческими кадрами в муниципалитетах Томской области.

Директор ИРПО ТГПУ, эксперт проекта создания единой федеральной системы (ЕФС) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Наталия Семенова обратилась к участникам с приветственным словом:

«Встреча с представителями образовательного сообщества региона и совместное подведение промежуточных итогов Года педагога и наставника являются важными мероприятиями для Томского педагогического университета, так как выстраивание новых тесных связей, новых планов и перспектив развития помогает улучшать практику преподавания и исследований в вузе».

Участники заседания продемонстрировали успешные практики. Такие как: Создание муниципального методического совета, стажировочных площадок, муниципального методического актива, клуба молодых и малоопытных педагогов, методического десанта, мастер-классы от лауреатов и победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», реализация проекта «Наставничество».

Директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ Лариса Куровская рассказала о роли педагогического университета в развитии педагогов и образовательных инноваций:

«В Год педагога и наставника в ТГПУ прошло много значимых и масштабных мероприятий: форумы, конференции, фестивали. Все подразделения вуза приняли активное участие, так как значение университета состоит не только в подготовке кадров, но и в проведении научных исследований, разработке новых образовательных технологий и продуктов, а также научно-методическом сопровождении педагогов. Инновации в образовании – это сочетание науки и практики. Без внедрения в практику научные педагогические исследования теряют свою значимость, а практика без научного осмысления и анализа ограничивает развитие образования».

Проект создания единой федеральной системы (ЕФС) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров стал одним из успешных опытов ТГПУ в практике организации работы с образовательными организациями, педагогическими работниками и управленческими кадрами – одна из масштабных инициатив Минпросвещения РФ, Академии Минпросвещения РФ. ТГПУ стал одним из 13 педагогических вузов, реализующий ЕФС. В рамках проекта эксперты университета курируют пять территорий: Томская область, Красноярский край, Иркутская область, Донецкая народная республика, Херсонская область.

Также участники заседания отметили важность проводимых в области и России конкурсных проектов, в которых принимают участие образовательные организации: Всероссийская онлайн-акция «Спасибо, учитель», Всероссийский конкурс «Учитель года», Межрегиональный конкурс «Медиапедагог года», Региональный конкурс «Учитель – методист», «PROдвижение к вершинам мастерства», Областной конкурс «Лидер в образовании», семинар-стажировка для молодых педагогов в ТФТЛ, Муниципальный фестиваль открытых проб «Педагогический дебют», Форум «Август-PRO» и др.

Заседание завершилось выступлением ректора ТОИПКРО Оксаны Замятиной. Она рассказала о мероприятиях, реализованных в Томской области в рамках Года педагога и наставника в 2023 году. Ключевыми стали торжественная церемония открытия Года педагога и наставника, встреча Губернатора ТО с участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России», конкурс грантов на развитие системы образования ТО.

 

Уважаемые преподаватели, педагоги-исследователи и педагоги экспериментальных площадок Парка ИОП. Поздравляем Вас с днём знаний и желаем успехов в создании и распространении новых знаний и образовательных технологий.
1 сентября
На форуме Август.PRO обсудили форматы взаимодействия педагогического университета с образовательными организациями

21 августа 2023 года в рамках образовательного форума «Август.PRO: Год педагога и наставника» прошёл круглый стол по теме «Форматы взаимодействия ТГПУ и образовательных организаций».

Лариса Куровская, руководитель Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования (далее – Парк ИОП ИРПО), директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ (далее – НМЦ) выступила модератором Круглого стола.

9 спикеров Круглого стола представили разные форматы коллаборации педуниверситета с педагогами и руководителями образовательных организаций. Всего в Круглом столе приняли участие около 30 человек.

Своим опытом и идеями по развитию коллаборации поделились руководители МАУ ЗАТО Северск "РЦО", и подразделений ТГПУ: Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, Центра поддержки семьи, Управления профессиональной ориентации и карьерного развития, Института детства и артпедагогики, Факультета психологии и специального образования, Технолого-экономического факультета и Педагогического Кванториума .

В докладе «Институт развития педагогического образования и научно-методический центр сопровождения педагогических работников ТГПУ: примеры успешной коллаборации с образовательными организациями» Лариса Куровская представила структуру и направления работы подразделений Института развития педагогического образования,  трёхлетний опыт взаимодействия Парка ИОП с экспериментальными площадками, созданными на базе образовательных организаций города Томска. Рассказала о том, как совместные инновационные разработки помогают будущим и действующим педагогам совершенствовать свои профессиональные компетенции.

«Взаимодействие «школы – вуз», «детские сады – вуз» способствует повышению качества как общего, так и профессионального образования, – прокомментировала Лариса Куровская. – Обмен лучшими практиками, трансфер результатов научных исследований в систему образования, грамотная организация проектно-исследовательской деятельности, обеспечение ранней профессиональной ориентации обучающихся, развитие социальной активности у студентов через профессиональные пробы, эффективное использование современного оборудования, инфраструктурных и кадровых ресурсов, а также другие направления коллаборации, – все это взаимно развивает образовательные организации всех уровней и содействует эффективной реализации задач Национального проекта «Образование».

Ещё одним из спикеров выступила Ольга Камнева директор Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ, м.н.с. Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и цифровой дидактики Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования.

 Она указала на то, что благодаря новому инновационному пространству появилась возможность преобразовать систему образования и обучить учеников цифровой, математической и научной грамотности на уровне международных стандартов с опорой на практику учебных исследований и проектов.

«Развитие инженерного образования является одной из приоритетных задач, которые на сегодняшний день стоят перед школами и центрами дополнительного образования, – пояснила Ольга Камнева. – Мы предлагаем образовательным организациям эффективно решать эту задачу в сотрудничестве через организацию сетевых мероприятий для педагогов, студентов и школьников».

 

Приглашаем бесплатно пройти курс "Кибербезопасность детей и подростков"

Парк инновационных образовательных практик приглашает педагогов и родителей бесплатно пройти курс "Кибербезопасность детей и подростков".

Исследовательский коллектив сотрудников Парка инновационных образовательных практик разрабатывает подходы и методики, которые будут поддерживать семьи и педагогов в области безопасности и благополучия детства. Среди важных аспектов обеспечения безопасности детей в современном мире особое внимание отводится вопросам защите психологического и социального благополучия детей при использовании сети Интернет. Поэтому в рамках одной из задач госзадания, направленной на просветительскую деятельность и информирование целевых аудиторий проекта (педагогов и родителей), инициативная группа исследователей из научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО ТГПУ – Глухов Андрей Петрович, Синогина Елена Станиславовна и Ломовская Софья Анатольевна – разработали и опубликовали онлайн-курс по кибербезопасности в формате МООК (массовый открытый онлайн-курс) на открытой платформе Томского педагогического – pedagog.tom.ru.

Курс по кибербезопасности рассчитан на две ключевые целевые аудитории: педагогов и родителей. Педагоги найдут здесь советы и рекомендации по организации безопасной обучающей среды в классе, а родители получат инструменты для эффективного курирования безопасности своих детей в семейном окружении. Инновационная «изюминка» курса – использование анимированных цифровых аватаров, созданных с использованием передовых технологий генеративных сетей. Виртуальные персонажи, созданные искусственным интеллектом, активно взаимодействуют с участниками обучающего процесса с помощью видеолекций, делая обучение увлекательным как для педагогов, так и для родителей.

Курс «Кибербезопасность детей и подростков» доступен на сайте pedagog.tom.ru по ссылке: https://pedagog.tom.ru/course/view.php?id=21

Проект выполнен в рамках государственного задания «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства» (QZOY-2023-0004).

Данное научно-исследовательское и презентационное мероприятие реализовано в рамках совместного партнерского проекта зеркальных лабораторий (Научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ и Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ) "AI в образовании (AIED): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации" (Соглашение о научном сотрудничестве № 6.13.1. -02/150823-1 20/06 от 15.08.2023), посвященного исследованию использования технологий искусственного интеллекта в образовании.

  1. ТГПУ стал победителем конкурса партнерских проектов "Зеркальные лаборатории" НИУ ВШЭ
  2. Заведующий лаборатории Эмоционального образования Александр Сайбединов: Трудовое воспитание в школах важно на фоне "инфантилизации" образования
  3. Научно-методическое сопровождение образовательных организаций: роль педагогических вузов
  4. В Северске обсудили вопросы коллаборации в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов
  5. Спикеры ТГПУ рассказали о проектах вуза на вебинаре академии Минпросвещения России
  6. Выставка «Учителями славится Россия» в честь Года педагога и наставника
  7. Сотрудники Парка ИОП разработали мобильное приложение «Справочник по кибербезопасности» для учителей общеобразовательных учреждений
  8. Особенности научно-методической работы Парка ИОП с образовательными организациями
  9. Дискуссия об инновационно-образовательном ландшафте Томской области
  10. Практики генерации, поддержки и развития образовательных инноваций

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск