Реализуемый исследовательский проект научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (далее - лаборатория КФЦОС) входящей в Парк инновационных образовательных практик ТГПУ, будет поддержан в 2022-2023 годах Российским научным фондом. В рамках конкурса 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс) лаборатория КФЦОС ТГПУ под руководством ее заведующего А.П. Глухова представила заявку «Цифровая грамотность: операционализация и мониторинг в региональной системе общего и среднего профессионального образования» и получила финансовую поддержку РНФ.
Исследовательский проект направлен на разработку динамической модели цифровой грамотности (как процесса приобретения комплекса базовых компетенций, характеризующих владение цифровой культурой) обучающихся (школьников и учащихся СПО) в области системы общего и среднего профессионального образования с выявлением уровня, структуры, возрастной динамики, причин цифровых разрывов, каналов распространения и роли институтов образования в ее формировании.
Практико-ориентированной задачей, вытекающей из фундаментальных исследований проекта, является разработка комплексной рабочей модели томской региональной системы управления цифровой грамотностью за счет сокращения цифрового неравенства среди обучающихся в системе общего и среднего профессионального образования на основе постоянного мониторинга уровня, структуры и возрастной динамики цифровой грамотности и цифровых разрывов обучающихся.
17 декабря успешно прошла Вторая региональная научно-практическая конференция «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях». В работе приняли участие более 70 человек: представители администрации образовательных учреждений (директора школы, заместители директоров), педагоги, аспиранты, магистранты, студенты.
Обсуждались вопросы возможности тиражирования эффективного и уникального опыта образовательных учреждений по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся разного возраста, возможности сотрудничества Томского государственного педагогического университета и образовательных организаций в данном направлении, вопрос о создании проектно-творческой группы или ассоциации заинтересованных педагогов, которые могут представлять свой опыт или целую систему своей образовательной организации, стать наставниками для студентов, вести свои исследования.
На конференции с приветственными словами и пленарными докладами выступили руководитель лаборатории проектной и исследовательской деятельности Наталия Семенова, заведующий лабораторией метаметодики, советник при ректорате, Светлана Поздеева и директор Института детства и артпедагогики Ирина Дроздецкая и директор Северской гимназии Светлана Высоцкая зам. Директора СОШ «Интеграция» Томского района Елена Гуренкова.
Светлана Ивановна свой доклад посвятила теме исследовательской деятельности педагога и ученика. Были рассмотрены 3 вопроса: зачем исследование педагогу и ребенку, что является содержанием исследовательской деятельности и в чём заключаются её результаты.
Исследования становятся одним из способов решения актуальных задач педагога. В ситуациях профессиональных затруднений педагог начинает искать решения, рефлексировать, то есть менять собственную деятельность, занимая исследовательскую позицию. – отмечает Светлана Поздеева С точки зрения родителя ребенку исследования нужны для того, чтобы стать самоуправляемым учеником, то есть развить критическое мышление, научиться взаимодействовать с другими людьми и с самим собой. С точки зрения ребенка исследовательская деятельность интересна потому что она даёт возможность открывать что-то новое, познавать мир, продлить игру и даёт возможность взросления, возможность что-то сделать что-то реальное, значимое.
Наталия Семенова выступила с докладом «Сотворчество педагогов и студентов для создания единого пространства проектной и исследовательской деятельности». В докладе была обоснована необходимость тесного сотрудничества между педагогическим вузом и образовательными учреждениями для повышения практикоориентированности педагогического образования. Также было предложено создание неформальной ассоциации, которая объединит преподавателей вуза, студентов и педагогов для обмена эффективным опытом проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Секционный доклад на тему «Образовательный потенциал сотрудничества детей и их родителей на занятиях робототехникой в начальной школе» представила м.н.с. лаборатории формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Ольга Каменева
Сотрудничество младших школьников с родителями непосредственно на занятиях имеет огромный образовательный потенциал. Формирование общих интересов с детьми при вовлечении родителей в учебный процесс помогает развивать положительную мотивацию детей к обучению, к техническому творчеству, к проектной и исследовательской деятельности, а также помогает преодолеть психологические барьеры при участии в различных соревнованиях и конкурсах, – комментирует Ольга Камнева.
Научно-исследовательская лаборатория проектной и исследовательской деятельности в декабре реализовала мероприятие по включению студентов в практико-ориентированную деятельность по направлению работы лаборатории.
С 6 по 11 декабря 37 студентов ИДиА принимали участие в областной открытой научно-практической конференции «Исследовательский марафон 2021», проводимой на базе экспериментальной площадки Парка ИОП ТГПУ – МАОУ гимназия № 29.
Студенты выступали в качестве экспертов на многочисленных и многопрофильных секциях конференции. С сентября с ними проводилась подготовка – ознакомление с основами проектной и исследовательской деятельности в школе, которое реализовали сотрудники лаборатории Наталия Семенова и Алла Егорова.
Отзывы студентов:
Очень интересно было наблюдать выступления детей, погружаться в темы. Бесспорно полезный опыт.
Дети продвинутые!!! Очень интересно слушать их мнение и работы!
Интересное мероприятие, дети умные, творческие, некоторые их проекты даже очень понравились
Было полезно посмотреть на исследования и проекты детей, в дальнейшем мне это явно пригодится в профессиональной деятельности
Было интересно поучаствовать в качестве организатора. Много интересных и полезных работ.
Конференция оставила после себя положительные эмоции, проекты и исследования были достаточно познавательные и информативные. Побывав в роли эксперта, еще раз убедилась в том, насколько важно постоянно развивать свой кругозор.
Было интересно посмотреть на работы детей, что они исследовали или создавали своими руками.
17 декабря в Томском государственном университете подвели итоги общероссийского конкурса студенческих образовательных инициатив «Идеи для Новой школы».
Организатором конкурса является Томский государственный педагогический университет. Координатор конкурса – Институт развития педагогического образования (отв. – Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП)
Конкурс проведён при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
В конкурсную комиссию поступила 101 конкурсная работа, всего в конкурсе приняли участие 442 обучающихся вузов по педагогическим направлениям подготовки.
78 преподавателей вузов выступили наставниками команд – участников конкурса.
В конкурсе приняли участие обучающиеся из 28 университетов из 25 субъектов Российской Федерации.
В состав жюри под председательством профессора ТГПУ Елены Анатольевны Румбешты вошли 13 преподавателей вузов из 6 регионов Российской Федерации. Все члены конкурсной комиссии помимо научно-педагогического опыта работы имеют опыт в экспертизе конкурсных работ регионального и федерального уровней.
По итогам тройной независимой экспертизы конкурсная комиссия определила 18 команд – победителей конкурса. Ими стали студенты из Филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле, МПГУ, НГПУ им. К. Минина, АГГПУ имени В.М. Шукшина, УрГПУ, ОГПУ, ЮУрГГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ТГПУ, НГПУ, ОмГПУ и СурГПУ.
Победители конкурса будет отмечены дипломами победителей и ценными призами.
Участники конкурса получат сертификаты участников, наставники команд – участников конкурса и ректоры соответствующих университетов будут отмечены благодарственными письмами.
Члены конкурсной комиссии отметили высокий уровень конкурсных работ и оригинальность образовательных инициатив студентов.
«Большинство работ получили максимальное количество баллов за такие показатели конкурса, как соответствие условиям, логичность, грамотность, тиражируемость. Много замечаний к таким критериям как оригинальность предлагаемых механизмов, инструментов и методов, измеримость результатов мероприятия, значимость для ребёнка и образовательных учреждений». – комментирует эксперт конкурса Раиса Магомадова, канд.биол.наук, доцент кафедры биологии и методики её преподавания Чеченского государственного педагогического университета.
Отзывы других экспертов и запись видео-трансляцию церемонии объявления победителей можно посмотреть на сайте конкурса https://www.tspu.edu.ru/ins
Заведующий научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП Андрей Глухов стал сертифицированным экспертом Центра компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
Андрей Петрович в течение двух лет проводил экспертизу проектов в области цифровизации образования и подготовки кадров в качестве члена экспертной группы "Мониторинговые исследования и оценка цифровой грамотности и компетенций" Центра компетенций федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В ходе обсуждений и проектных сессий экспертной группы обсуждался широкий круг вопросов, связанных с цифровой трансформацией образования и профессиональной подготовки: в частности, паспорт стратегии Цифровая трансформация образования, анализ уровня мотивационно-ценностных особенностей населения Российской Федерации и мониторинга операционной готовности различных групп и категорий населения к жизни и деятельности в условиях цифровой экономики, о разработке и подготовке плана введения системы оценки уровней владения компетенциями цифровой экономики (цифровой аналог нормативов ГТО для всех возрастов), о задачах подготовки предложений по актуализации основных образовательных программ, в том числе по наиболее массовым направлениям подготовки с учетом задач подготовки востребованных кадров для цифровой экономики и требований по формированию ключевых компетенций цифровой экономики в 2022 году, о результатах апробации модели мониторинга рынка труда и образовательных возможностей на основе анализа данных.
Работа Андрея Глухова отмечена благодарностью за активное участие в работе экспертного сообщества Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» и присвоением статуса сертифицированного эксперта федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
9 декабря 2021 года в рамках Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» в ТГПУ прошёл круглый стол «Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: экосистемное измерение».
Модератором круглого стола выступила Лариса Смышляева, директор научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала, советник при ректорате ТГПУ. В своём докладе «Экосистемные сценарии организации междисциплинарных научных исследований проблем развития человеческого потенциала» Лариса Германовна отметила важность работы с человеческим потенциалом в рамках педагогического образования и проведения междисциплинарных научно-педагогических исследований. Участникам круглого стола были представлены новые черты профессиональной идентичности современного специалиста в сфере образования, которая включает следующие новые функции:
Экосистемный подход в развитии профессионализма педагога через научно-исследовательскую деятельность раскрыла в своём выступлении Светлана Поздеева, заведующий научно-исследовательской лабораторией метаметодики Парка ИОП ИРПО ТГПУ, советник при ректорате ТГПУ.
Коллеги из Казанского (Приволжского) федерального университета, заведующий кафедрой педагогики Роза Валеева и директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин поделились результатами анализа международных трендов в психолого-педагогических исследованиях и какое место в них занимают российские учёные. Заместитель директора Института психологии и образования КФУ Алмаз Галимов рассказал о приоритетах Казанского федерального университета в проведении перспективных междисциплинарных исследований в образовании.
В завершении работы круглого стола выступили сотрудники кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета Галина Егорова и Амина Ниязова с докладом «Педагогический вуз: образовательная экосистема подготовки выпускников для будущего региона».
На секции «Научные контексты и практика становления экосистемных отношений в образовании» Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» был представлен доклад «Роль инновационных акторов в трансформации ландшафта образовательной системы: к обоснованию экосистемного подхода», подготовленный совместно сотрудниками лаборатории инноваций в образовании, Института образования НИУ ВШЭ Дианой Королевой и Дарьей Томасовой и заведующим научно-исследовательской лабораторией формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО ТГПУ Андреем Глуховым.
Все доклады вызвали большой интерес у аудитории и активное обсуждение.
Организаторы конференции: Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО) и Институт детства и артпедагогики (далее – ИДиА) ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».
К участию в конференции приглашаются:
‒ педагогические работники школ
‒ педагогические работники дошкольных образовательных организаций
‒ работники учреждений дополнительного образования
‒ представители администрации образовательных учреждений
‒ научные работники, магистранты, аспиранты.
Цель конференции: актуализация и обмен опытом организации и проведения исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях региона, а также создание научно-методической ассоциации педагогов-единомышленников, развивающих практику вовлечения детей в проектную и исследовательскую деятельность.
Задачи конференции:
‒ представление эффективного и уникального опыта организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях;
‒ выявление общих проблем в организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в регионе и выявление механизмов их решения;
‒ создание проектно-творческой группы по разработке единых подходов к реализации и представлению результатов исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Формат проведения:
1. Представление опыта организации и проведения исследовательской и проектной деятельности детей (регламент 5-7 минут).
2. Дискуссионная площадка: обсуждение актуальных вопросов практики организации исследовательской и проектной деятельности.
Режим проведения – смешанный. Возможно очное присутствие и работа онлайн (на платформе BigBlueButton). Ссылка будет выслана предварительно.
Основные содержательные линии и направления для обсуждения:
‒ Как вовлечь детей в исследовательскую и проектную деятельность?
‒ Что важнее: результат исследовательской и проектной деятельности или сам процесс? Продукт/знания или умения?
‒ Какой педагог может работать с обучающимися в рамках организации проектной или исследовательской деятельности? Какими знаниями и компетенциями он должен обладать?
‒ Какова должна быть вовлеченность родителей в организацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся?
‒ Нужны ли единые подходы к организации исследовательской и проектной деятельности?
‒ Какие нормативные и учебно-методические документы будут полезны педагогам для ведения проектной и исследовательской работы с обучающимися? Требования к этим документам.
‒ Каковы должны быть требования к представлению результатов исследовательских и проектных работ обучающихся?
Программа конференции включает доклады и участие в работе дискуссионной площадки по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.
Все зарегистрировавшиеся и принявшие участие в конференции получают сертификаты
Заявки на участие в конференции и статьи принимаются до 12 декабря 2021 г. по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1_n2HHEHPnI4NIpPfiCKmIkAEdor1MAzkIzaiT1SojZg/edit
Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий