- Просмотров: 526
Метаметодика как направление в обновлении преподавания и в профессиональной подготовке учителя



27 апреля в Москве прошло Всероссийское совещание «Развитие методической службы в Российской Федерации». В мероприятии приняли участие 450 представителей из 84 регионов России: руководители региональных органов управления образованием, руководители организаций дополнительного профессионального педагогического образования, руководители центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, региональные методисты.
Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России.
В рамках секции «Федеральные научно-методические центры в системе методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов» 7 педагогических университетов поделились своим опытом взаимодействия с региональными системами образования.
Томский государственный педагогический университет представляли Елена Полева – проректор по научной работе ТГПУ, Наталия Семенова – директор Института развития педагогического образования и Лариса Куровская – руководитель Парка ИОП и директор Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ с докладом «Организация совместной проектной и исследовательской деятельности педагогического вуза и образовательных организаций для реализации непрерывного профессионального развития педагога».
В докладе была представлена модель взаимодействия ТГПУ с образовательными организациями в рамках деятельности Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования. Функционально модель включает в себя реализацию сетевых проектов, исследований и научно-методических разработок. В лабораториях Парка ИОП анализируется и систематизируется уникальный практический опыт педагогов, создаются и апробируются инновационные разработки. Научные сотрудники помогают педагогам проанализировать их практический опыт и донести его до студентов, аспирантов, педагогов и исследователей через публикации в журналах и открытые мероприятия.
В сетевом взаимодействии особую значимость приобретает совместная проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет педагогам в рамках своего непрерывного профессионального развития являться и субъектом исследования, и автором проектов, и наставником для студентов и других педагогов.

22 апреля 2022 года Сергей Колпаков, научный сотрудник лаборатории метаметодики Парка ИОП и учитель физики в школе № 49 г. Томска поделился своим педагогическим опытом в формате мастер-класса со студентами физико-математического факультета ТГПУ.
Будущие учителя побывали в роли учеников на уроке физики с применением проблемно-модульного обучения. Данная методика предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развития мыслительных способностей.
Также Сергей Николаевич рассказал об эффективных приемах обучения в контексте педагогики Совместной деятельности.
«Посредством постановки проблемных ситуаций (учебных задач) я организую свою совместную деятельность с детьми, – рассказывает Сергей Колпаков, – Обращённость к детям на каждом этапе становится необходимостью при проектировании учебных действий».
Студенты поделились впечатлениями, отметив, что подобные формы организации обучения повышают мотивацию и вовлеченность при изучении предмета, стимулируют познавательный интерес, учат самостоятельно мыслить, активизируют внимание.

В рамках II Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» в научно-исследовательской лаборатории эмоционального образования Парка ИОП ТГПУ, на Федеральной инновационной площадки ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей» прошел открытый семинар «Основные модули концепции Эмоционального образования в теории и практике».
В работе семинара приняли участие 20 человек, среди которых были преподаватели и студенты Факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики ТГПУ.

В программе семинара:
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лекция–экскурсия с презентацией образовательных модулей:
- Новое содержание образования,
- От элементарного обучения к элитарному образованию
- Развитие творческого мышления и формирование научного мировоззрения,
- Формирование и развитие одарённости,
- Среда как системный самостоятельный образовательный ресурс
ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастер-классы с приемами методического погружения
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Встреча с народным учителем России, лауреатом Премии Правительства РФ, директором Губернаторского Светленского лицея, заведующим научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования ТГПУ и автором концепции Эмоционального образования Сайбединовым Александром Геннадьевичем.

Преподаватели и студенты ТГПУ проявили большой интерес к той образовательной и воспитательной среде, которая формируется в школе Эмоционального образования.
Татьяна Истомина, студентка 2 курса ФКИ ИДиА ТГПУ:
«Очень были удивлены, что ы Томске есть такая уникальная школа. Светленский лицей нас очень вдохновил, у многих появилось большое желание быть педагогом ИЗО…»

Романова Н.И. заведующая кафедрой Музыкального и художественного образования ТГПУ, канд. культурологии, доцент:
«Студенты познакомились с возможностями, которые может давать современная школа как в плане общего интеллектуального и эмоционального развития ребенка, так и относительно преподавания изобразительного искусства в контексте авторской методики и программ А. Г. Сайбединова. В рамках будущего сотрудничества Факультета культуры и искусств ТГПУ и лицея выглядит перспективным обучение наших студентов данной методике (как на занятиях, так и в ходе практик) с целью распространения имеющегося педагогического опыта и обеспечения подготовленными кадрами школ города и региона, перенимающих и внедряющих опыт А. Г. Сайбединова».
Зам. директора ИДиА Каюмова Е.А. , к.б.н, доцент:
«Выражаем благодарность всем организаторам встречи, особенно Людмиле Владимировне Кузнецовой за замечательную экскурсию по лицею. В такой уникальной школе хочется быть, хочется учить своих детей! Ценной стала встреча с директором лицея А.Г. Сайбединовым, обозначившая новые горизонты сотрудничества ТГПУ и школы. Студенты и мы, сопровождающие, получили заряд положительных эмоций и ясное понимание, какой может быть современная успешная школа!»
Семинар был организован в рамках трека «Влияние инновационных образовательных практик на развитие педагогического образования».
8 апреля 2022 года более 50 студентов ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж» посетили Губернаторский Светленский лицей – экспериментальную площадку Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.
Во время ознакомительной экскурсии студенты педагогического колледжа узнали о научном и творческом потенциале образовательной среды лицея.
В заключении директор лицея Александр Сайбединов провел со студентами беседу в формате «вопрос - ответ». Студенты познакомились с научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования, одной из задач которой является исследование и распространение педагогического опыта для повышения качества подготовки будущих педагогов.



В рамках конкурса 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» вузы представили заявку на проект, направленный на исследование нового институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы, и получили финансовую поддержку РНФ в размере более 4 млн. рублей на первый год исследования.
В реализацию исследования в качестве участников грантового проекта будут вовлечены две компетентные команды опытных и молодых ученых, которые уже показали умение слаженно работать на стадии разработки заявки на грант. Исследовательская команда НИУ ВШЭ представлена именами следующих ученых:
От ТГПУ исследовательскую команду будут представлять сотрудники Лаборатории КФЦОС:




Институт развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета 26 марта 2022 года провел I Региональный семинар «ПРОФИЛАКТИКА РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ».
Координатор – Павел Курушин, младший научный сотрудник лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка ИОП ИРПО.
Цель семинара – актуализация и систематизация информации по противодействию и профилактике радикализации молодежи на основе обмена теоретическим и практическим опытом образовательных организаций всех уровней и институтов гражданского общества. К участию в семинаре были приглашены педагоги, психологи, работники силовых ведомств, научные сотрудники, магистранты и аспиранты, представители образовательных организаций Томской области.
В семинаре приняли участие педагоги томских и новосибирской школ и научные сотрудники ТГПУ. Представление и обсуждение статей проводилось в форме обсуждения опубликованных материалов в группе социальной сети ВКонтакте. Участники семинара имели возможность ознакомиться с полными текстами представленных статей, задать вопросы авторам и выразить своё мнение в комментариях. Несмотря на необычный формат мероприятия, педагоги смогли успешно обсудить свои наработки, задать вопросы и высказать мнение по поводу наработок коллег.
Ни для кого не секрет, что благодатной средой для молодёжного и подросткового радикализма является неблагополучное социальное окружение. Поэтому наибольший интерес и активное обсуждение вызвали работа Грищенко Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №70 города Томска «Формирование толерантности у обучающихся на основе текстов художественной литературы в условиях образовательной организации при исправительном учреждении», а также работа Никулиной С.В., учителя МКОУ С(К)Ш № 107 города Новосибирска «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства коррекционной школы».
По итогам семинара все участники, предоставившие описания образовательных практик для обсуждения в группе ВКонтакте, были награждены электронными именными сертификатами участников.


Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий