27 и 28 октября состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям». Конференция является продолжением обсуждения тем, поднятых на Всероссийском образовательном Форуме «Детский сад XXI века – будущее начинается сегодня» в тесной связи с научными направлениями работы Парка инновационных образовательных практик (Парк ИОП).
Целью конференции являлось обсуждение и осмысление актуальных вопросов, решений и достижений педагогической науки и образовательной практики в формировании единой стратегии развития системы дошкольного образования в контексте выполнения приоритетных направлений системы образования в условиях социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Пленарное заседание участников прошло в научной библиотеке Томского государственного педагогического университета и началось с приветственных слов Елены Полевой, проректора по научной работе ТГПУ. Она подчеркнула ценность и актуальность проведения конференции, отметила важность вклада педагогов дошкольного образования в развитие детей.
Маргарита Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, в своем докладе «Современное дошкольное образование: состояние, проблемы, перспективы» не только обозначила текущие проблемы в дошкольной сфере, но и предложила возможные перспективы их решения.
Линию традиций в педагогическом образовании представила в своём докладе Валентина Ревякина, профессор Института развития педагогического образования (ИРПО). Она рассказала о возможности реализации технологии работы с психолого-педагогическими классами для формирования позиции «Педагог по призванию».
Об инновациях и современных направлениях педагогических исследований в дошкольном образовании раскрыла Наталия Семенова, директор ИРПО, зав. лаб. проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП. Развитие практик дошкольного образования было описано в докладе Елены Пановой, проректора ТОИПКРО. Интересным для всех был опыт участия в конкурсе Воспитатель года, представленный лауреатом 2022 года Екатериной Казаровой, педагогом подмосковного детского сада.
После пленарного заседания участники разошлись на работу интерактивных площадок Парка инновационных образовательных практик ТГПУ: «Киберсоциализация и формирование цифровой образовательной среды», «Артпедагогика как основа формирования культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность», научно-практический семинар «Грантрайтинг: как написать заявку на грант».
В рамках работы площадки «Артпедагогика как основа формирования культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность» выступил научный сотрудник лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка ИОП – Павел Курушин. Он рассказал о потенциале кинотерапии в профилактике молодежного радикализма на примере влияния творчества Андрея Тарковского на ум и психику людей. В заключении обозначил, что предложенный приём хорошо применять не только в работе с обучающимися, но и их родителями.
На работе площадки Парка инновационных образовательных практик ТГПУ «Киберсоциализация и формирование цифровой образовательной среды» были представлены результаты работы педагогов в области организации и проведении мероприятий по популяризации повышения цифровой грамотности обучающихся, внедрения цифровых технологий в обучение и формирование цифровой образовательной среды. Свой доклад «Развитие цифровых компетенций будущих педагогов средствами Педагогического Кванториума в ТГПУ» представила научный сотрудник лаборатории формирования цифровой среды и киберсоциализации Парка ИОП Ольга Камнева.
В научно-практическом семинаре «Грантрайтинг: как написать заявку на грант» выступил с докладом заведующий лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП – Андрей Глухов. Сотрудник лаборатории рассказал о преимуществах и рисках в написании грантовой заявки, а также поделился рекомендациями.
Второй день научного события начался с делового тура в дошкольную образовательную организацию, признанную Министерством просвещения Российской Федерации лучшей практикой реализации ФГОС ДО в образовательных организациях – МАДОУ № 13.
Затем состоялась работа интерактивных площадок Парка ИОП: «Гражданско-патриотическое воспитание и профилактика радикализма» и «Инклюзивного образования», сомодераторами которых выступили младшие научные сотрудники Парка ИОП Павел Курушин и Екатерина Смалёха.
Завершилось мероприятие подведением итогов V Всероссийской научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям».