Новости

fb420f5d28ee76e0057b2ee7a51f65c7
 

В рамках проекта «Образование и педагогические науки» Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика» 24 ноября в 14.00 по московскому времени c сообщением на тему «Метаметодика как направление в обновлении преподавания дидактики и методических дисциплин в педагогическом вузе» выступит Поздеева Светлана Ивановна, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ТГПУ, заведующий НИ лабораторией метаметодики Парка ИОП ТГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

Для тех, кто впервые планирует принять участие в вебинарах Новой дидактики, необходимо пройти регистрацию на сайте проекта до 23 ноября 2022 года включительно. Зарегистрированным пользователям ссылка на указанный при регистрации e-mail рассылается автоматически не позднее чем за час до начала вебинара.

Кр столМ1
 

17 ноября 2022 года в ТГПУ специалисты по инклюзивному образованию из Томской области и Республики Татарстан обменялись опытом на круглом столе «Эффективные приемы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учетом регионального компонента», проведенном в рамках Первого томского форума «Преобразование образования».

Экспертом и модератором в диалоге выступила заведующая лаборатории инклюзивного образования – Наталия Мёдова.

Первый доклад представила руководитель научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Института психологии и образования Казанского федерального университета Ирина Нигматуллина. Она рассказала, что на комплексную работу нацелены как государственные высшие и общеобразовательные учреждения, так и самостоятельно открытые родителями некоммерческие организации, в которых ведется изучение поведенческих особенностей и разработка инструментария по взаимодействию с детьми с РАС. Также в республике должное внимание уделяют профессиональному развитию специалистов и оказывают поддержку родительской вовлеченности в развитие особенных детей.

Наталия Мёдова, учитель-дефектолог высшей категории, заведующий лабораторией инклюзивного образования Парка ИОП ТГПУ, рассмотрела тему «Междисциплинарные компетенции специалистов сопровождения как основа доступного образования детей с РАС» на примере работы ТГПУ.

«Проблематика развития работы с детьми с расстройствами существует на всем пространстве Российской Федерации, – начала спикер, – на всех симпозиумах обозначается одна и та же серьезная проблема, которая заключается в дефиците дефектологов в системе сопровождения. К сожалению, на сегодняшний день нехватка кадров является стабильной и влияет на развитие качественной профессиональной работы с детьми с расстройством».

Дефектолог представила статистику количества детей с ограниченными возможностями здоровья в Томской области на 2020 год: 1893 детей с ОВЗ без инвалидности и 343 ребенка с инвалидностью. В то же время кадровая обеспеченность области составляет 357 учителей-логопедов и 124 учителя-дефектолога.

Ежегодно на протяжении шести лет кафедра дефектологии ТГПУ выпускает в среднем 100-140 логопедов и олигофренопедагогов, окончивших бакалавриат. С 2022 года на уровне магистратуры кафедра готовит логопедов, работающих как с детьми, так и со взрослыми, а также специалистов по психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ.

«Расширение профилей на кафедре происходит по причине того, что мы тесно связаны с родительскими организациями, из которых на регулярной основе поступают запросы на профилированных специалистов, способных помочь детям социализироваться в обществе посредством нормализации поведения и речевого сопровождения», – продолжила Наталия. Мёдова.

Во время обучения студентов ТГПУ преподаватели делятся технологиями, которые могут понадобиться будущим педагогам при сопровождении детей с расстройствами различной направленности: изучение жестового языка, который может служить детям с РАС инструментом альтернативной коммуникации, личный опыт, на основе которого студенты могут выделить для себя основные модели поведения детей с РАС, изучение тифлопедагогики для работы с незрячими или слабовидящими детьми. Такой подход позволяет выпустить многофункциональных специалистов, готовых к работе с детьми с различными нарушениями развития.

Про пользу и результативность «Инклюзивного театра как ресурса социализации детей с расстройствами аутистического спектра» на собственном опыте рассказала представить Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-плюс» Марина Майер. Учитель-дефектолог Ольга Аверина и учитель-логопед Татьяна Курьянова (МАДОУ №30, экспериментальная площадка Парка ИОП ТГПУ) продемонстрировали в видеоформате «Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС в условиях ДОУ».

Практикой использования инновационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС поделились учитель-дефектолог Елена Вализер и учитель-логопед Оксана Гришанова (МАДОУ №54, экспериментальная площадка Парка ИОП ТГПУ). Спикеры озвучили опыт и результаты использования сенсорных тренажеров на коррекционных занятиях со своими воспитанниками. Они позволяют детям воспринимать чувства и ощущения, появляющиеся от воздействия внешних факторов, структурировано и комфортно. Тренажер «Умное зеркало ArticMe» представляет собой полноценный компьютеризированный комплекс, включающий в себя устройство слежения за положением взгляда относительно экрана монитора, тепловую карту для отслеживания динамики концентрации ребенка, упражнения на развитие подражания, конструктор коррекционных заданий. Еще одним тренажером является интерактивная песочница ISandBox, позволяющая детям воспринимать предметы, выделять их свойства и сравнивать между собой.

Завершили круглый стол учитель-логопед Аделя Нуриева и музыкальный руководитель детского сада КФУ «Мы вместе» Альфия Сефершаева, которые рассказали о создании условий для социализации детей, психолого-педагогической поддержки и организации комплексного процесса обучения. Опытные педагоги оказывают комплексную помощь семьям с детьми с РАС, проводят всестороннюю диагностику семьи, консультируют родителей, проводят коррекционно-развивающую работу с ребенком в детском саду по 5 часов в день и оказывают медицинскую диагностику в рамках научно-исследовательского направления.

 Кр столМ2 

Кр столМ4 

Кр столМ3

Семинар практик 15.11 3
 

15 ноября 2022 состоялся семинар-практикум «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ с помощью цифровой образовательной среды».

Организовали и провели мероприятие научные сотрудники научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования Парка ИОП – Наталия Мёдова и Екатерина Смалёха.

В семинаре-практикуме приняли участие учителя-логопеды и педагог-психолог экспериментальных площадок Парка ИОП – МАДОУ №99 и МАДОУ №1, которые являются наставниками студентов.

В ходе мероприятия студенты 2 и 3 курсов Факультета психологии и специального образования ТГПУ познакомились с цифровыми методами работы с детьми, узнали методические аспекты логопедической работы, цифровые методы обучения грамоте детей дошкольного возраста. Студентам продемонстрировали способы постановки и автоматизации звуков с помощью цифровых средств, таких как VR-технологии, создание анимированных презентаций.

По результатам рефлексии студенты отметили для себя много нового: «Считаю, что семинар-практикум — это отличное мероприятие! Я узнала много новой информации. Особенно интересно было наблюдать за играми», – отмечает студентка второго курса ФПСО, Мария Сеченова.

«Надеемся знания, приобретённые на семинаре, были полезны для будущих учителей-логопедов и помогут им в дальнейшей профессиональной деятельности», – комментирует младший научный сотрудник лаборатории Екатерина Смалёха.

Семинар практик 15.11 5

Семинар практик 15.11 2 

Семинар практик 15.11 4

Воскресная шк1
 

13 ноября 2022 года по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава прошёл круглый стол на тему «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями».

«Круглый стол» организован в рамках XV Образовательных Макариевских чтений в Томской области.                                                             

Целью данного мероприятия было осветить тему сопровождения детей и молодежи с особыми образовательными потребностями и формирование благоприятной среды для социализации и инклюзии детей с ОВЗ, а также их родителей при Воскресных школах Томской епархии.

В работе круглого стола приняла участие Мёдова Наталия – кандидат педагогических наук, заведующая лаборатории инклюзивного образования Парка ИОП, заведующий кафедрой дефектологии ТГПУ.

В ходе круглого стола педагоги представили опыт работы по сопровождению детей и молодежи с особыми образовательными потребностями.

Присутствующие могли прослушать не только доклады выступающих и презентации опыта, но и посмотреть музыкальный номер: «Колокольный звон», в исполнении ребят с ментальными нарушениями здоровья, МБОУ СОШ № 39. В фойе школы была организована выставка творческих изделий, выполненных детьми, с особенностями в развитии.

По итогам мероприятия в ходе обмена мнениями были приняты решения:

  • Создание условий для занятий инклюзивной группы Воскресных школах.
  • Формирование милосердного отношения к детям с ОВЗ и навыков конструктивного сетевого взаимодействия между учебными заведениями города Томска и Воскресными школами Томской епархии.
  • Социализация воспитанников инклюзивной группы Воскресной школы через их участие в мероприятиях епархии.
  • Организация психолого-педагогическое сопровождения родителей воспитанников инклюзивной группы Воскресной школы.
Воскресная шк2 
 
Воскресная шк4
 
Воскресная шк3

Лого
 

Форум «Преобразование образования» пройдет 17-19 ноября 2022 года в Томске. Мероприятие организовано по инициативе Института образования Томского государственного университета.

Университетское сообщество становится оператором и вдохновителем профессионального разговора об управлении образованием в условиях современных вызовов и глобальных изменений. Институт образования ТГУ приглашает к партнерству и участию в этом разговоре ведущие российские университеты, субъектов развития национальной системы образования, представителей региональных образовательных экосистем.

Ключевая тема форума — трансформация образования, построенная на основе данных междисциплинарных исследований и призванная решить вопросы качества образования, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни человека.

Томский государственный педагогический университет представят сотрудники Парка инновационных образовательных практик и других структурных подразделений Института развития педагогического образования.

Подробная информация о форуме представлена на сайте: https://io.tsu.ru/preobrazovanie-obrazovania

Программы работы площадок от ТГПУ: 

Программа круглого стола «Эффективные приёмы формирования
образовательного потенциала у детей с расстройствами
аутистического спектра с учётом регионального компонента» ТГПУ 17.11

Программа круглого стола «Обновление практик педагогического образования в профильных
вузах: концепты и кейсы» ТГПУ 18.11

11 Закиров ТИмур ГСЛ

 

Научно-исследовательская лаборатория Эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик ИРПО, кафедра русской литературы ИФФ ТГПУ и Губернаторский Светленский лицей подвели итоги всероссийского конкурса творческих работ «Профессия – Учитель» приуроченного к 120-летнему юбилею Томского государственного педагогического университета.

Цель конкурса – содействие повышению авторитета педагогических профессий, развитие инициативы учреждений системы общего и дополнительного образования, раскрытие творческого потенциала учащихся и педагогов.

К участию в конкурсе были приняты работы 230 участников из общеобразовательных учреждений города Томска, области и других регионов.

  • 16 победителей в номинации «Художественная фотография».
  • 78 победителей в номинации «Изобразительное искусство».
  • 11 победителей в номинации «Литературное творчество».

Полный список победителей Конкурса

Желаем дальнейших творческих успехов! 

IMG 9553

27 и 28 октября состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям». Конференция является продолжением обсуждения тем, поднятых на Всероссийском образовательном Форуме «Детский сад XXI века – будущее начинается сегодня» в тесной связи с научными направлениями работы Парка инновационных образовательных практик (Парк ИОП).

Целью конференции являлось обсуждение и осмысление актуальных вопросов, решений и достижений педагогической науки и образовательной практики в формировании единой стратегии развития системы дошкольного образования в контексте выполнения приоритетных направлений системы образования в условиях социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Пленарное заседание участников прошло в научной библиотеке Томского государственного педагогического университета и началось с приветственных слов Елены Полевой, проректора по научной работе ТГПУ. Она подчеркнула ценность и актуальность проведения конференции, отметила важность вклада педагогов дошкольного образования в развитие детей.

Маргарита Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, в своем докладе «Современное дошкольное образование: состояние, проблемы, перспективы» не только обозначила текущие проблемы в дошкольной сфере, но и предложила возможные перспективы их решения.

Линию традиций в педагогическом образовании представила в своём докладе Валентина Ревякина, профессор Института развития педагогического образования (ИРПО). Она рассказала о возможности реализации технологии работы с психолого-педагогическими классами для формирования позиции «Педагог по призванию».

Об инновациях и современных направлениях педагогических исследований в дошкольном образовании раскрыла Наталия Семенова, директор ИРПО, зав. лаб. проектной и исследовательской деятельности в образовании Парка ИОП. Развитие практик дошкольного образования было описано в докладе Елены Пановой, проректора ТОИПКРО. Интересным для всех был опыт участия в конкурсе Воспитатель года, представленный лауреатом 2022 года Екатериной Казаровой, педагогом подмосковного детского сада.

После пленарного заседания участники разошлись на работу интерактивных площадок Парка инновационных образовательных практик ТГПУ: «Киберсоциализация и формирование цифровой образовательной среды», «Артпедагогика как основа формирования культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность», научно-практический семинар «Грантрайтинг: как написать заявку на грант».

В рамках работы площадки «Артпедагогика как основа формирования культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность» выступил научный сотрудник лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка ИОП – Павел Курушин. Он рассказал о потенциале кинотерапии в профилактике молодежного радикализма на примере влияния творчества Андрея Тарковского на ум и психику людей. В заключении обозначил, что предложенный приём хорошо применять не только в работе с обучающимися, но и их родителями.

На работе площадки Парка инновационных образовательных практик ТГПУ «Киберсоциализация и формирование цифровой образовательной среды» были представлены результаты работы педагогов в области организации и проведении мероприятий по популяризации повышения цифровой грамотности обучающихся, внедрения цифровых технологий в обучение и формирование цифровой образовательной среды. Свой доклад «Развитие цифровых компетенций будущих педагогов средствами Педагогического Кванториума в ТГПУ» представила научный сотрудник лаборатории формирования цифровой среды и киберсоциализации Парка ИОП Ольга Камнева.

В научно-практическом семинаре «Грантрайтинг: как написать заявку на грант» выступил с докладом заведующий лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП – Андрей Глухов. Сотрудник лаборатории рассказал о преимуществах и  рисках в написании грантовой заявки, а также поделился рекомендациями.

Второй день научного события начался с делового тура в дошкольную образовательную организацию, признанную Министерством просвещения Российской Федерации лучшей практикой реализации ФГОС ДО в образовательных организациях – МАДОУ № 13.

Затем состоялась работа интерактивных площадок Парка ИОП: «Гражданско-патриотическое воспитание и профилактика радикализма» и «Инклюзивного образования», сомодераторами которых выступили младшие научные сотрудники Парка ИОП Павел Курушин и Екатерина Смалёха.

Завершилось мероприятие подведением итогов V Всероссийской научно-практической конференции «Будущее начинается сегодня: верность традициям, открытость инновациям».

20221025 223312
 

25 педагогов школ Томской области прошли обучение на базе ТГПУ по программе «Теория и методика преподавания изобразительного искусства 1-4 классов в концепции Эмоционального образования». Занятия проводили сотрудники научно-исследовательской лаборатории Эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.

Эта образовательная программа востребована и проводится уже второй год. Учителя начальных классов Томского района, прошедшие обучение в очно-заочном формате в прошлом году, сейчас ведут уроки ИЗО в 1 классе по авторской программе заведующего научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования – Александра Сайбединова. Первоклашки и учителя работают по новому учебнику. Апробация учебника проходит при поддержке автора, с методическим сопровождением и мониторингом рефлексии. На сайте Губернаторского Светленского лицея, экспериментальной площадки Парка ИОП, системно, с открытым голосованием, выставляются лучшие рисунки.

Отзывы педагогов, прошедших обучение:

Преподаватель Кафтанчиковской СОШ Нуждина В.П. отметила, что образовательная программа успешно решает следующие задачи:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
  • формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;
  • воспитание интереса и любви к искусству.

Курсы носили не только теоретический, но и прикладной характер. Начинающие педагоги на практических занятиях осваивали новые техники изобразительного искусства, чтобы на своих уроках с детьми более эффективно проводить занятия.

«Для меня, как для еще совсем молодого специалиста в данной области, курс очень полезен», - пишет Гурьянова Любовь Андреевна из Октябрьской СОШ.

Многие учителя отметили, что им было достаточно трудно, но в тоже время интересно на практических занятиях: «Конечно, не всё получалось с первого раза, но процесс рисования был очень увлекательным», – поделилась Мизюркина Тамара Анатольевна (Лицей им. Авдзейко).

Курсы проходили в удобном для преподавателей дистанционном формате: «Достаточно много интересного и доступного методического материала, которым можно воспользоваться в дальнейшем. Очень удобное расписание проведения курсов», – выразила благодарность Данченко Вера Ивановна, педагог Мирненской СОШ.

Преподаватели успешно прошли обучающие курсы. И в дальнейшем будут реализовывать полученные знания на своих уроках.

20221018 184143
 

В этом учебном году Парк инновационных образовательных практик запускает серию научно-методических семинаров, где будут обсуждаться направления и содержание работы научно-исследовательских лабораторий Парка ИОП.

«Научно-методические семинары позволят научным сотрудникам взглянуть со стороны на свою работу, активизировать или скорректировать направление исследовательской деятельности и ответить на вопросы, которые мы, возможно, сами себе не задаем. Хотелось бы чтобы каждая лаборатория выступила в подобном семинаре и представила свое направление работы», – прокомментировала Наталия Семенова, директор Института развития педагогического образования ТГПУ.

18 октября состоялся первый научно-методический семинар Парка ИОП. На семинаре научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории метаметодики, кандидат педагогических наук и учитель физики Сергей Колпаков представил проект «Школа педагога-исследователя».

Сергей Николаевич работает в данном направлении с 2003 года, когда школу педагога-исследователя инициировала Прозументова Галина Николаевна. На семинаре была представлена идея восстановить это исследовательское пространство становления авторской позиции в профессии. Организуя процесс воссоздания школы педагога-исследователя (ШПИ), предлагается в основу работы школы педагога исследователя положить процессы самоопределения и диалогизации.

Зачем нужна школа педагога-исследователя? Создание ШПИ – это деятельностное знакомство с образовательными практиками, место «встречи» образовательного опыта (молодые педагоги) и культуры (практики разных образовательных направлений) и воспроизводство инновационного режима школьной жизни через организацию сообщества педагогов и создание школы-лаборатории педагогического университета.

«Моя успешность в профессиональной деятельности обусловлена только одним фактором: я идентифицирую себя в первую очередь как педагог-исследователь, во вторую очередь – как учитель совместной деятельности, и только на третьем шаге я – учитель физики. И феномен построения для самого себя исследовательской задачи, и выход в проектирование исследовательского пространства – есть явленный эмпирический признак позиции педагога исследователя», – считает Сергей Колпаков.

DSC00970
 

13 октября состоялось заседание попечительского совета Губернаторского Светленского лицея – экспериментальной площадки Парка ИОП, с участием губернатора Томской области В.В. Мазура, председателем совета. Встреча прошла в новом здании на левом берегу Томи в Северном парке. В заседании также приняли участие ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, член попечительского совета, и советник при ректорате Л.Г. Смышляева.

В начале заседания глава региона поздравил директора лицея, заведующего лабораторией эмоционального образования Парка ИОП и Народного учителя России Александра Геннадьевича Сайбединова с включением в федеральный организационный комитет по проведению в России Года педагога и наставника. Состав оргкомитета утвердил премьер-министр России Михаил Мишустин. Также губернатор отметил необходимость внедрения уникальной модели эмоционального образования в Томской области и за ее пределами.

«Четверть века лицей внедряет уникальную модель эмоционального образования. Лицей имеет статус федеральной инновационной площадки Министерства просвещения. Работает лаборатория эмоционального образования в Томском государственном педагогическом университете. Я же хочу обратить ваше внимание на то, что мы должны заниматься не только экспортом нашей концепции эмоционального образования за пределы Томской области, но и развивать ее внутри региона», – подчеркнул Владимир Владимирович Мазур.

В своем выступлении ректор ТГПУ выразил слова признательности лично А.Г. Сайбединову и коллективу лицея за его огромный неустанный педагогический труд на благо развития системы образования Томской области. А.Н. Макаренко также отметил важность партнерства между университетом и лицеем.

«Взаимодействие между ТГПУ и Губернаторским лицеем – это и практика школьно-университетского партнерства, и пространство возможностей для развития педагогического образования в нашем регионе, что выступает ключевым фактором обеспечения высокого качества общего образования».

В речи следующего спикера от ТГПУ Л.Г. Смышляевой были обозначены основные векторы сотрудничества между лицеем и университетом: образовательные, исследовательские. Студенты университета проходят практику на базе двух лицеев: в поселке Светлом и микрорайоне Северный парк, после окончания вуза выпускники трудоустраиваются в данные образовательные учреждения. Тема эмоционального образования является актуальной и в научно-исследовательских проектах преподавателей и студентов ТГПУ, результаты совместной работы представлены на 12 крупных международных и российских научных мероприятиях.

Особо советник при ректорате подчеркнула необходимость системных решений по внедрению модели эмоционального образования в практики современного национального образования.

«Для более продуктивного распространения опыта эмоционального образования в образовательную систему усилий одной лаборатории недостаточно, нужны системные решения: от технологизации этого уникального школьного уклада до разработки отлаженных механизмов распространения и внедрения Концепции эмоционального образования в систему образования. На мой взгляд, время разработки соответствующей региональной программы наступило».

В конце выступления Л.Г. Смышляева сделала акцент, что в реализации системных решений по внедрению модели эмоционального образования ТГПУ выступит как ключевой партнер.

 

 

  1. Сотрудники Парка ИОП обсудили особенности трансфера результатов педагогических исследований
  2. Погружение студентов факультета культуры и искусства в концепцию эмоционального образования
  3. Образовательный форсайт «Детский сад 2035»
  4. Приём заявок на Всероссийский конкурс творческий работ «Профессия – Учитель»
  5. Концепция Эмоционального образования набирает обороты
  6. Отчетная сессия Парка инновационных образовательных практик
  7. Визит юных художников и учителей Молчановской СОШ №1 в Губернаторский Светленский лицей
  8. Северская гимназия и лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании проработали совместное направление исследований
  9. Цифровые сервисы для детей и родителей как инструменты социально-психологической поддержки
  10. Метаметодика как направление в обновлении преподавания и в профессиональной подготовке учителя

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск