17 марта в Томском Педагогическом стартовал III Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения».
Пленарное заседание конференции «Миссия педагога в современной реальности» открыл ректор ТГПУ Андрей Макаренко: «Сегодня мы в третий раз открываем форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», уже ставший традиционным. В Год педагога и наставника наш университет должен занять активную позицию, и сегодня на научно-практической конференции «Миссия педагога в новой реальности» мы обсудим, как не просто догнать время, но и опередить его. Наши преподаватели обучают профессии будущих учителей, и мы должны использовать не только современные технологии и подходы, но и понимать, что после выпуска студенты пойдут в школы и столкнутся с новой нормальностью, к которой мы должны их подготовить. Это поистине ответственная миссия, и я уверен, что участники форума смогут не просто обсудить имеющиеся научные исследования, но и обменяться опытом с коллегами из зарубежья для дальнейшей эффективной работы».
После пленарного заседания форум продолжился работой трех секций. Одна из секций «Практики генерации, поддержки и развития образовательных инноваций» была посвящена проблемам генерации и реализации инновационных образовательных проектов.
Лариса Куровская, директор Парка инновационных образовательных практик ИРПО, кандидат биологических наук прокомментировала особенности сопровождения инновационных разработок в образовании: «Далеко не все педагогические команды, которые позиционируют себя как транслирующие инновационный опыт, проводят оценку научной новизны и того, насколько их подход более эффективный по сравнению с другими, подтверждая это сравнительными качественными и количественными показателями оценки эффективности. Зачастую это невозможно сделать в силу разных причин. Возможно, применение подхода к определению научно-технических инноваций будет полезным и для педагогов-инноваторов. Для этого необходимо определить, что конкретно разрабатывается (технология, методика, алгоритм, способ и др.), какие образовательные результаты ожидаются от этих нововведений (в сравнении с аналогичными разработками), какая научная новизна лежит в их основе».
Докладчики, научные сотрудники Парка инновационных образовательных практик, педагоги образовательных организаций общего и высшего образования представили свои инновационные разработки. Все доклады вызвали большой интерес у участников конференции и оживленную дискуссию.
Екатерина Смалёха, мл. науч. сотр. НИ лабораторией инклюзивного образования Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ представила разработку модели профессиональных испытаний с использованием игровых технологий для повышения готовности к профессиональной дефектологической деятельности.
Ольга Камнева, мл. науч. сотр. НИ лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных практик ИРПО рассказала о разработке алгоритма использования элементов неформального образования для развития человеческого потенциала при формировании цифровых компетенций будущих педагогов средствами инновационных образовательных пространств.
Андрей Глухов, канд. филос. наук, доцент, заведующий НИ лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ выступил с двумя докладами о методологических подходах к картированию региональной инновационно-образовательной экосистемы и использование цифровых аватаров как элемент цифровой грамотности педагога.
Сергей Колпаков, канд. пед. наук, науч.сотр. НИ лаборатории метаметодики Парка инновационных практик ИРПО ТГПУ представил феноменологическое описание прецедента: как инновация становится реальностью.