Новости

Тренинг по профилактике профессионального выгорания

22 августа в рамках работы секции Форума «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025» состоялась ключевая сессия, посвященная одной из самых актуальных проблем современного образования – профессиональному выгоранию. Лариса Куровская, кандидат биологических наук, нейрокоуч по стандартам ICI и руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ, провела «Тренинг по профилактике профессионального выгорания», который вызвал живой отклик у всех категорий педагогических работников.
 
Тренинг начался с важного этапа – тестирования, которое позволило каждому участнику индивидуально оценить степень выраженности признаков профессионального выгорания. Это стало отправной точкой для глубокого погружения в суть проблемы. В ходе дискуссии были выделены четыре ключевых фактора, вызывающих наибольший резонанс среди педагогов:
  • Высокая ответственность: Педагогическая деятельность неразрывно связана с огромной ответственностью за будущее учеников, что может оказывать значительное эмоциональное давление.
  • Чрезмерная нагрузка и отчетность: Постоянный поток задач, требующих выполнения, и необходимость заполнения многочисленных отчетов зачастую приводят к перегрузке и ощущению безысходности.
  • Многофункциональность и многозадачность: Современный педагог должен быть не только учителем, но и воспитателем, психологом, организатором, а зачастую и IT-специалистом. Необходимость постоянно переключаться между различными ролями и задачами истощает ресурсы.
  • Проблема с балансом «работа/жизнь»: Границы между профессиональной деятельностью и личной жизнью становятся все более размытыми, что приводит к невозможности полноценно восстановиться и отдохнуть.

Лариса Валерьевна не ограничилась лишь социальными и организационными аспектами. Особое внимание было уделено стадиям профессионального выгорания и нейробиологическим особенностям развития этого процесса в организме человека. Понимание того, как стресс и перегрузка влияют на мозг и нервную систему, дает ключ к более эффективным стратегиям противодействия. Знание о том, как гормоны стресса, такие как кортизол, воздействуют на когнитивные функции и эмоциональное состояние, помогает осознанно подходить к управлению своим самочувствием.

Завершение тренинга было посвящено предоставлению участникам конкретных, действенных инструментов для профилактики и преодоления выгорания. Были предложены:

  • Расслабляющая телесная практика: Техники, направленные на снятие мышечного напряжения и восстановление физического комфорта, что является фундаментом для эмоционального благополучия.
  • Практика «остановки мыслемешалки»: Методы, помогающие справиться с навязчивыми мыслями и тревогой, позволяющие вернуть контроль над своим ментальным состоянием
«Тренинг по профилактике профессионального выгорания вызвал большой интерес среди всех категорий педагогических работников. Во время тренинга мы провели тестирование, на котором каждый участник определил у себя степень выраженности признаков профессионального выгорания. На креативной сессии по оформлению инновационных образовательных проектов, проведенной совместно с НИУ ВШЭ, с которым мы сотрудничаем в рамках Зеркальной лаборатории и Конкурса инноваций в образовании, рассмотрели формулу, по которой учителям можно оформить инновационный проект», – прокомментировала директор Парка ИОП ИРПО Лариса Куровская.
 
 
 

О нас

Парк инновационных образовательных практик - среда для генерации, апробации, внедрения и масштабирования передовых педагогических технологий

Поиск