24 октября в стенах ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» прошел первый из серии вебинаров, посвященных внедрению обновленной инфраструктуры в программы подготовки педагогических кадров. Мероприятие стало важным шагом в рамках федерального проекта «Педагоги и наставники» национального проекта «Молодежь и дети», направленного на информационно-методическое сопровождение модернизации педагогических вузов.
В фокусе вебинара оказались актуальные вопросы методической подготовки будущих учителей ОБЗР (Основы безопасности и защиты Родины), формирование у них навыков безопасного поведения обучающихся, а также аспекты патриотического воспитания. Своими наработками и видением поделились ведущие специалисты педагогических университетов России.
Основы безопасности и защиты Родины: новые горизонты преподавания
Открыла дискуссию модератор вебинара, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования Шадринского государственного педагогического университета Людмила Ивановна Пономарева. В своем вступительном докладе «Современные технологии методической подготовки будущих учителей ОБЗР» она четко обозначила целевые ориентиры и теоретико-методологические основы преподавания нового предмета. Людмила Ивановна подчеркнула ключевые отличия ОБЗР от ранее существовавшего курса ОБЖ, акцентировав внимание на расширенном спектре задач и более глубоком содержании. Были представлены и проанализированы регламентирующие документы, определяющие структуру и организацию образовательного процесса по ОБЗР, что задало четкие рамки для дальнейшего обсуждения.
Перспективные технологии для формирования практико-ориентированных компетенций
Особый интерес аудитории вызвал обзор передовых технологий методической подготовки по ОБЗР. Среди них были выделены:
- Технология военных сборов: направленная на формирование дисциплины, командного духа и практических навыков в условиях, приближенных к реальным.
- Кейс-технология, основанная на анализе геополитических реалий: позволяющая студентам развивать критическое мышление и аналитические способности применительно к современным вызовам безопасности.
- Технология сетевого взаимодействия с силовыми структурами: открывающая возможности для практического обучения и обмена опытом с представителями профессиональных структур.
- Разнообразные игровые форматы: включая военно-стратегические и деловые игры, сюжетно-ролевые и интерактивные методы обучения, которые способствуют повышению мотивации и закреплению знаний в увлекательной форме.
Эти подходы были единодушно признаны наиболее перспективными для формирования у будущих педагогов практико-ориентированных компетенций и повышения их заинтересованности в освоении курса ОБЗР.
Событийный подход как ключ к формированию устойчивых навыков безопасного поведения
С докладом «Формирование навыков безопасного поведения обучающихся средствами событийного подхода» выступил старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Олег Юрьевич Мочалов. Он акцентировал внимание на ключевых требованиях к методической подготовке учителя ОБЗР, подчеркнув важность освоения студентами событийных практик как в рамках формального, так и неформального образования. Олег Юрьевич отметил значимость активного использования потенциала социального партнерства и вовлечения обучающихся в процесс проектирования и реализации собственных образовательных событий. Особое внимание было уделено обеспечению эмоциональной вовлеченности студентов, как необходимому условию для формирования устойчивых навыков безопасного поведения и развития учебно-методических компетенций будущих педагогов.
Также на вебинаре выступили представители Набережночелнинского государственного педагогического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Глазовского государственного инженерно-педагогического университета им. В.Г. Короленко.
ТГПУ на вебинаре представила ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка инновационных образовательных практик ИРПО Синогина Елена Станиславовна. Ее доклад был посвящен теме влияния методики обучения ОБЗР на мотивацию школьников и их готовность к действиям в условиях риска. В докладе были представлены результаты исследования, проведенного среди педагогов Томска и Томской области, которое выявило ключевые проблемы в обучении по предмету в школе: дефицит материально-технической базы, ограниченность практической подготовки и низкий уровень мотивации школьников.
Особое внимание было уделено возможным решениям: внедрению симуляционных и игровых технологий, использованию базы данных «Методический навигатор» с практико-ориентированными методическими ресурсами, усилению практической составляющей обучения, а также развитию партнерства с военными и спасательными структурами.
Обсуждение показало, что повышение качества обучения ОБЗР напрямую связано с обновлением инфраструктуры и применением современных методик, которые делают обучение более наглядным, практико-ориентированным и мотивирующим для школьников.
В заключение Пономарева Л.И. подвела итоги вебинара, показав, что предмет «Основы безопасности и защиты Родины» находится в фокусе внимания педагогического сообщества и требует системных изменений в организации учебного процесса. Обсуждения подтвердили, что без укрепления материально-технической базы, увеличения доли практико-ориентированных форм обучения и развития партнерства с военными и спасательными структурами невозможно обеспечить качественную подготовку обучающихся к действиям в условиях риска.
Общее впечатление от вебинара можно охарактеризовать как продуктивное и ориентированное на поиск практических решений. Представленные доклады задали направления дальнейшей работы: создание региональных методических центров по ОБЗР, разработка и внедрение единой цифровой платформы по ОБЗР, создание программы целевой подготовки и повышения квалификации педагогов по ОБЗР. Впереди предстоит масштабная работа по устранению выявленных недостатков и реализации потенциала обновленной инфраструктуры, что позволит вывести преподавание ОБЗР на новый уровень и сделать его более востребованным, актуальным и значимым для современного вуза и школы.
Данное научно-исследовательское и презентационное мероприятиереализовано в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, номер проекта: QZOY-2025-0005, тема «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».